Развитие общей и мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами народного телесно-ориентированного игрового творчества

 

Автор: Т.В. Лукьянчук, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 234 г. Минска»

 

                           Дошкольный возраст – важный период в развитии человека, возраст, когда наиболее интенсивно развиваются все психические процессы. Необходимо в этот период взросления создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребёнка. В особых условиях развития и воспитания нуждаются дети, которые в силу тяжести органической патологии имеют ограниченные возможности.

По данным статистики,  более 122 тысяч белорусских детей дошкольного и школьного возраста, а это составляет примерно 7% от общего количества, имеют особенности психофизического развития. Поэтому проблема помощи таким детям стать полноправными членами общества является одной из актуальнейших. В недалеком прошлом  дети с особенностями психофизического развития не имели достаточных возможностей социализироваться и развиваться, как другие дети. Их считали малообучаемыми, не способными осваивать элементарные социально-бытовые навыки. Как правило, с младенческого возраста малыши росли и воспитывались в специальных учреждениях. На современном этапе дети с особенностями развития имеют возможность не только воспитываться в семье, но и выйти за пределы домашней обстановки, получать образование, развиваться, социализироваться в условиях специальных и интегрированных групп учреждений дошкольного образования.

          В государственном учреждении образования «Ясли-сад № 234 г.Минска» функционируют 11 групп, в том числе две группы интегрированного обучения и воспитания, в которых наравне с другими получают образование дети с особенностями психофизического развития. В современных условиях, когда учреждение дошкольного образования  является первой ступенью системы образования, дети с особенностями развития получают не только уход и присмотр, но и квалифицированную помощь педагогов и специалистов яслей-сада, которые реализуют основную цель: содействие успешной социализации воспитанников в обществе.

Наиболее остро стоит проблема помощи детям, у которых наряду с имеющимися трудностями в обучении и интеллектуальной недостаточностью диагностируются нарушения опорно-двигательного аппарата, поскольку развитие всех психических процессов ребенка базируется на моторно-двигательных навыках. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют место разнообразные расстройства моторики, речи, а также нарушения функций зрительного и слухового анализаторов. Кинестетические ощущения у большинства  таких воспитанников оказываются недостаточно четкими и точными. Наши наблюдения согласуются с исследованиями учёных, занимавшихся изучением проблемы развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие исследователи считают, что сенсорная депривация, обусловленная патологией мышечно-суставного чувства, существенно сказывается на восприятии в целом, снижает его качество, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.  Е.М.Мастюкова пришла к выводу, что психические изменения ведут также к нарушению социально-психологической адаптации,  затрагивают самые различные уровни психики, начиная от познавательных процессов и заканчивая мотивационными изменениями, особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте. По мнению К.А.Семёновой, двигательные нарушения у данной группы детей  выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Именно поэтому проблема развития общей и мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями для нас видится наиболее актуальной.

 Выявив  проблему физического, интеллектуального и социального развития воспитанников, мы попытались найти оптимальный метод, который помог бы ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата не только развить моторно-двигательные навыки (а в некоторой степени и компенсировать ведущий дефект), но и стал бы фундаментом для развития всех психических процессов,  став действенным средством оптимизации внутреннего состояния ребенка.  Используя в практике работы различные традиционные методы, мы заметили, что изменения у данной группы воспитанников в силу тяжести органической патологии незначительны.  Мы поставили перед собой задачу поиска более эффективного развивающего средства для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

     Изучив литературу, практический опыт коллег по использованию телесно-ориентированных техник, актуализировав свой опыт, пришли к выводу, что таким действенным средством могут стать методы телесно-ориентированных технологий, которые, «являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом» (Э.Г. Булич, 1986).

Наиболее приемлемым методом для воспитанников дошкольного возраста выбрано народное телесно-ориентированное игровое творчество, несколько забытое в век прогресса и компьютерных технологий. Аргументом в пользу выбора этого метода послужило то, что в народных играх запечатлен опыт многих поколений людей, отшлифованный мастерами народной педагогики, заключенный в лаконичную, образную форму, которая интересна ребенку, а главное, удовлетворяет его возрастные потребности.

 Проигрывая различные ситуации, ребенок может получить опыт взаимодействия с миром и людьми в доступной для него форме.Ещё наши бабушки и прабабушки, не зная, что такое «моторика», использовали народное творчество в воспитании детей. Сегодня, зная механизмы психического и физического развития ребёнка, мы можем использовать драгоценный опыт предыдущих поколений и достичь хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Игры заключаются в различных манипуляциях с телом ребенка, прикосновениях, поглаживаниях, направленных на расслабление либо стимуляцию мышечной активности малыша, что является актуальным для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Действия в народных играх сопровождаются  незатейливыми словами, присказками, которые понятны ребенку, легко запоминаются, и, как показывает опыт, маленькие дети с удовольствием пытаются повторить движения, слова или фразы песенки, потешки. Для детей с особенностями психофизического развития использование народного творчества в коррекционно-развивающей работе является актуальным на любом этапе дошкольного детства.

Разнообразие народных телесно-ориентированных игр по форме и тематике  позволяет использовать их практически  на любом занятии, так как они способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, кинестетического восприятия пространства, коррекции дефектов речи. Кроме того они обладают мощным положительным зарядом, поскольку являются еще и средством общения ребенка со взрослым, средством передачи положительных эмоций.

При подборе игр необходимо учитывать медицинский аспект проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует принимать во внимание состояние мышечной системы организма ребёнка. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может преобладать либо повышенный, либо пониженный тонус различных групп мышц.  Для воспитанников с повышенным мышечным тонусом (гипертонусом) подбираются игры, направленные на снижение тонуса, расслабление различных групп мышц ребёнка. Они включают в себя поглаживающие, растирающие движения. Воспитанникам с пониженным мышечным тонусом (гипотонусом) предлагаются игры, оказывающие стимулирующее, активизирующее действие на мышечную систему ребёнка. Такие игры включают в себя большое количество «рубящих», разминающих, вибрирующих движений, более интенсивные поглаживания, растирания, а также пощипывания, похлопывания.

Народные телесно-ориентированные игры воздействуют не только на физиологию «особенного» ребёнка, но и на его психическое здоровье. Текст игры настраивает ребёнка на определённое эмоциональное состояние, которое готовит его организм к определённым физическим воздействиям. Дети дошкольного возраста, имеющие развитое воображение, мыслят образами, каждый образ вызывает определенные ассоциации. Например, образ реки вызывает ассоциации, связанные со свойствами воды, ее плавностью, текучестью, способностью расслаблять, снимать усталость. Поэтому игры, имитирующие процесс купания, погружения в воду, сопровождаются движениями, расслабляющими мышечную систему ребенка («Лунь плывет…», «Вода текучая…», «Водичка-водичка…» и др.).

Мастера народной педагогики заметили, что дети любят подражать взрослым, имитировать движения животных, птиц. Игры, имитирующие различные действия и движения, например, езду на лошади, требуют мышечного напряжения, тем самым стимулируя активность ребенка и повышая мышечный тонус («На молоденькой лошадке…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Хорошая дорога…»). 

Игры, имитирующие повадки и движения животных, могут как стимулировать, так и расслаблять мышечную систему малыша. Например, кот ассоциируется у ребенка с чем-то мягким, пушистым, его движения плавны, грациозны. Поэтому игры, в которых героем является кот, сопровождаются легкими прикосновениями, поглаживаниями; их цель: расслабить тело малыша, снять мышечные спазмы, зажимы («Пошел котик на торжок…», «Котя-котенька-коток…»).  Игры, передающие повадки крупных или  подвижных  животных, содержат более резкие движения, постукивания, частую смену действий, что ведет к усилению мышечного напряжения («Пошли коровушки…», «Сидит белка на тележке…»).

Некоторые народные игры настолько универсальны, что к их тексту легко подобрать сопровождающие движения как для воспитанников с гипотонусом, так и гипертонусом.

Для детей с повышенной тактильной чувствительностью телесно-ориентированные игры применяются с осторожностью. Таким малышам предлагаются игры с минимальными тактильными воздействиями. Для детей с гиперчувствительностью к телесным прикосновениям следует подобрать другие методы развития общей и мелкой моторики.

При составлении коррекционно-развивающих программ и тематических комплексов учитывался характер нарушений основного дефекта и возраст воспитанников. В рамках каждой игры предусматривается усложнение выполнения действий, которое заключается в переходе от пассивно-активного способа  («рука в руке») к активному способу действий (самостоятельное выполнение). Например, в играх, направленных на развитие мелкой моторики («Большаку дрова рубить…», «Мешу, мешу тесто…», «Сорока-ворона…»), поначалу взрослый манипулирует пальчиками ребенка. Затем по мере развития мелких движений, моторной ловкости малыш сам загибает свои пальчики, помогая себе другой рукой. Следует отметить, что переход к активному способу действий, учитывая тяжесть органической патологии, может быть достаточно длителен.

Наш опыт показывает, что народное телесно-ориентированное игровое творчество  является не только эффективным средством развития общей и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и средством социализации ребенка, развития его внутреннего мира, элементарных представлений об окружающей действительности.

Поэтому мы предлагаем вниманию читателя материалы и разработки, позволяющие внедрить приёмы и средства народных телесно-ориентированных игр в практику работы  педагогов и специалистов, работающих с воспитанниками дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Материалы подобраны с учетом годового тематического планирования, способствуют реализации цели и задач обучения и воспитания дошкольников.

Особенно данные материалы будут полезны специалистам, сопровождающим дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они позволят найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом состояния его мышечной системы,  возрастных, физических  и психических особенностей.

Родителям, воспитывающим малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, рекомендуем освоить содержание народных телесно-ориентированных игр для продолжения коррекционной работы дома. Прикасаясь к малышу, массируя различные участки его тела и сопровождая свои действия эмоционально заряженными словами, родители смогут не только развивать моторику, но также сообщать ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть. Поэтому народные игры способствуют налаживанию и поддержанию эмоциональных отношений родителей с ребенком.

Мы надеемся, что планомерная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики малышей с ограниченными возможностями даст свои плоды и будет способствовать успешной социализации и интеграции в общество наших воспитанников.

 

 

 

 

 

 

                                                       ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Фрагмент банка народных телесно-ориентированных игр

для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1. 1. Народные телесно-ориентированные игры для развития общей моторики направленные на повышение мышечного тонуса

Речевой материал

Движения

«Куй, куй, ковалек»

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

 

Постукивающие движения по ножкам ребёнка

«Вьюшки, вьюшки»

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

 

Постукивание кулачками друг о друга

 

«На молоденькой лошадке…»

На молоденькой лошадке –

Трюх-трюх-трюх!

А на старой да на кляче –

Бух!

 

Ребёнка усаживают на колени

Слегка подбрасывают вверх

 

Имитируют падение

«Еду-еду к бабе, к деду…»

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму –

Бух!

 

Ребёнка усаживают на колени

Слегка подбрасывают вверх

 

 

 

 

 

 

Имитируют падение

«Хорошая дорога»

Хорошая дорога,

Хорошая дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком –

Бух в ямку!

 

Ребёнка усаживают на колени. Слегка подбрасывают вверх.

 

 

Покачивают тело ребёнка со стороны в сторону.

Покачивают тело ребёнка вперёд-назад.

Имитируют падение

«Кисонька-мурысонька…»

_-Кисонька-мурысонька,

Где ты была?

 – На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

– Муку молола.

-Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

 – Прянички.

- Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

– Одна.

-Не ешь одна! Не ешь одна!

 

Лёгкие покачивания из стороны в сторону.

Вращение руками

Лёгкие покачивания из стороны в сторону.

Выполнять круговые движения рукой

Лёгкие покачивания из стороны в сторону.

Ладошками «печь прянички»

Лёгкие покачивания из стороны в сторону.

Руки прижимаются к груди.

Погрозить указательным пальчиком.

«Идет бай по стене»

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине

К детенкам по избенкам,

Дарить по лаптенкам.

       

 Играя, слегка постукивают ребенка по спине

 

«Ладушки»

-- Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

-- Что ели? – Кашку.

-- Что пили? – Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели –

На головку сели,

Ладушки запели.

 

Хлопают в ладошки  и произносят нараспев

 

 

 

 

 

 

Машут ручками, как крылышками

Опускают ручки на головку

Слегка покачивают головкой

«Мешу, мешу тесто…»

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй!

 

Делать хватательные движения руками

Ручками «печь пирожки»

Обхватить ладошками голову и покачать её со стороны в сторону.

         «Дождик»

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

 

Кончиками пальцев стучать по разным участкам тела.

Быстро топать ножками

 

 

1.2. Народные телесно-ориентированные игры для развития общей моторики направленные на снижение мышечного тонуса

Речевой материал

Движения

 «Потягунюшки, порастунюшки»

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки --  ходунюшки,

А в ручках – хватунюшки,

А в роток – говорок,

А в головку разумок.

Поглаживающие движения руками, вдоль туловища ребёнка

Поглаживания по животику

Поглаживания по ножкам

Поглаживания по ручкам

Погладить ладошками по личику

Погладить ладошками по голове

«У лисы боли…»

У лисы боли,

У волка боли,

 

У Ванюши боль

На березоньку в лес улети.

 

Слова сопровождаются поглаживанием различных частей тела

«Собрать боль в ладони и сдуть её»

«Как у нашего кота»

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Манипуляции с игрушкой в соответствии с текстом

«Пошёл котик на торжок»

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Или Бореньке снесть?

 

Поглаживающие движения различных участков тела ребёнка

«Зайчишка-трусишка»

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

 

Сидит, грызёт.

 

Ай, кто-то идёт!

 

Поглаживать ручки ребёнка

«Шагать пальчиками» по ручке ребёнка

Накрыть ладошку ребёнка своей ладошкой

Лёгкие пощипывания-прикосновения ручки

Накрыть ладошку ребёнка своей ладошкой

  «А Ванюшка, попляши»

А Ванюшка, попляши!

Твои ножки хороши,

Твои губки хороши,

Нос сучком,

Голова крючком,

Спина ящичком.

 

Поглаживания-прикосновения к различным участкам тела ребёнка в соответствии с текстом

«Ходит сон близ окон…»

Ходит сон близ окон:

Все ли спят?

Бродит дрема возле дома

И глядит:

Все ли спят,

Все ли спят из ребят?

 

Поглаживания по личику, глазкам, голове.

  «Ветер-ветерцо»

Ветер-ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

 

Дуть в лицо, в затылок ребёнка

«Во саду-садочке»

Во саду-садочке

Выросла малинка.

Солнце ее греет,

Дождичек лелеет.

 

Ребёнок присаживается на корточки.

«Растёт» вверх

 

Поглаживающие движения по голове, по телу ребёнка

     «Пчелка летела»

Пчелка летела,

Уронила медок

 

Прямо дитятке в роток.

Мед – над головами,

 

Сахар – под ногами!

 

Имитация взмаха крыльями

Ручки расслабленно падают вдоль тела

Дотрагиваться до рта ребёнка

Потряхивающие движения над головой

Расслабленные ручки падают вниз. Имитация полоскания белья.

 

2.1. Народные телесно-ориентированные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, направленные на повышение мышечного тонуса

Речевой материал

Движения

«Мешу, мешу тесто…»

Мешу, мешу тесто,

 

Есть в печи место,

 

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй.

 

Сжимать и разжимать кулаки, имитируя замешивание теста.

Постучать ладошками о поверхность стола (по коленкам).

Сделать ладошками «пирожок».

Руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны.

«Идёт кузнец из кузницы…»

Идёт кузнец из кузницы,

Несёт кузнец два молота.

Тук-тук-тук,

Да ударил разом вдруг!

 

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Сжать руки в кулаки.

Удар кулачками друг о друга.

«Мосток»

Скок-поскок,

 

Сколочу мосток.

Серебром замощу.

Всех ребят пущу.

 

Постучать ладошками о поверхность стола (по коленкам).

Удар кулачками друг о друга.

Тереть одну ладошку о другую.

Хлопки в ладоши.

«Ладушки-ладошки…»

Ладушки-ладошки,

Были у Тимошки.

-Что ели? – Крошки.

 

Ели-поедали,

Пили-попивали,

На Маню поглядали.

 

Хлопки в ладоши

 

Сложить пальчики в щепоть, имитировать кормление птиц.

Сжимать и разжимать кулачки.

 

Руки прижать к щекам.

«Понедельник-бездельник…»

Понедельник-бездельник,

Вторник-подворник,

Среда-посконная борода,

В четверг-по дрова,

В пятницу-на мельницу,

В субботу- на работу,

В воскресенье-на веселье.

 

Поочерёдно загибать пальчики на каждый день недели.

«Шёл старик дорогою…»

Шёл старик дорогою, дорогою, дорогою,

Нашёл козу безрогую, безрогую, безрогую.

 

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем,  попрыгаем

Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается, бодается, бодается,

 

 

А старик ругается, ругается, ругается.

 

«Шагать» пальчиками по столу.

 

Пальцы сжаты в кулачок, а затем, выставить вперёд указательный и средний пальцы «рога».

Хлопки в ладоши.

 

Постучать ладошками о поверхность стола (по коленкам).

Пальцы сжаты в кулачок, а затем, выставить вперёд указательный и средний пальцы «рога».

Погрозить указательным пальчиком.

«Сорока-ворона…»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил,

Каши не варил –

Нет тебе ничего!

 

Указательным пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки.

Поочерёдно загибаем по одному пальцу.

 

 

Погрозить указательным пальцем.

 

 

 

 

Руки вытянуть вперёд ладонями вверх.

«Пошли коровушки…»

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Овечки – около речки,

Свиночки – около нивочки,

А конёчки – около горочки.

 

«Шагать» пальчиками по столу.

Поочерёдно загибать пальчики на каждую строчку стихотворения.

«Большаку дрова рубить…»

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печа топить,

А малышке песни петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

 

Поочерёдно загибать пальчики на каждую строчку стихотворения.

 

 

 

Хлопки в ладоши.

«Сидит белка на тележке…»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 

Сжимать и разжимать кулачки.

 

Поочерёдно загибать пальчики на каждую строчку стихотворения.

 

2.2. Народные телесно-ориентированные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, направленные на снижение мышечного тонуса

Речевой материал

Движения

«Вода текучая…»

Вода текучая, дитя растучее,

 

С гуся вода – с тебя худоба.

 

Вода книзу – а дитя кверху.

 

Помахать расслабленными кистями рук у пола.

Поглаживающие движения рук вдоль тела

Помахать расслабленными кистями рук вверху.

«Люли-люли, мою милую!»

Люли-люли, мою милую!

Люли-люли, мою хорошую!

Люли-люли, мою пригожую!

Баю-баю, покачаю

Дитя миленькую,

Дитя крошечную!

 

Поглаживание по голове.

 

Расслабленные движения, имитирующие укачивания ребёнка.

«Прилетели гуленьки»

Ай люли-люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

 

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стал наш Юра засыпать.

 

Наклоны головы направо, налево.

Взмахи руками, как крыльями.

Положить расслабленные кисти рук перед собой (на стол, колени).

Поглаживающие движения кистей рук.

Наклон головы вперёд.

«Лунь плывёт…»

Лунь плывёт, лунь плывёт…

 

Галки летят, галки летят!

 

Помахать расслабленными кистями рук у пола.

Взмахи руками, как крыльями.

«Гуси летели, лебеди летели…»

Гуси летели, лебеди летели,

Гуси летели, лебеди летели…

 

Взмахи руками, как крыльями у груди, и широкие взмахи (по тексту).

«Уты, уты полетели…»

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты…

 

Выполнять движения согласно тексту.

«Водичка, водичка…»

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Поглаживающие движения руками по лицу согласно тексту.

«Ты расти, расти, коса …»

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса.

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

 

Поглаживающие движения руками вдоль туловища с одной и другой стороны, роняя расслабленные руки.

«Мочи, мочи, дождь…»

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь,

На бабушкину пшеницу,

 

На дедушкин ячмень

Поливай весь день!

 

Потряхивать расслабленными кистями рук перед собой.

Уронить расслабленную правую руку.

Уронить расслабленную левую руку.

Потряхивать расслабленными кистями рук внизу.

«Дождик, дождик, поливай…»

Дождик, дождик, поливай

 

На тятину рожь,

 

На мамину куделю

Всю неделю.

 

Потряхивать расслабленными кистями рук перед собой.

Уронить расслабленную правую руку.

Уронить расслабленную левую руку.

Потряхивать расслабленными кистями рук внизу.

«Дождик»

Дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай!

 

Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.

Нарисовать в воздухе силуэт каравая.

Уронить расслабленные руки.

«Дождик»

Дождик, дождик, полно лить,

Малых деточек мочить.

 

Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.

 

«Медведь, медведь…»

Медведь, медведь,

Разгони тучу,

Дам тебе овса кучу.

 

Помахать руками над головой, как при прощании.

Круговые движения руками в воздухе.

«Радуга-дуга…»

Радуга-дуга,

 

Не давай дождя,

 

Давай солнышко,

Колоколнышко!

 

Двумя руками нарисовать в воздухе радугу.

Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.

Круговые поглаживания по голове обеими руками.

«Божья коровка…»

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

 

Только не горелого.

 

Поглаживание по голове.

 

Ребёнок машет ручками, как крылышками.

Поочерёдно выставляет правую и левую ручку вперёд.

Потрясти расслабленными кистями рук.

«Улитка»

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

 

Поочерёдное поглаживание рук.

 

Нарисовать в воздухе силуэт пирога. Нарисовать в воздухе силуэт кувшина.

 

Примечание. В рамках каждой игры возможно усложнение выполнения действий, которое заключается в переходе от пассивно-активного способа  («рука в руке») к активному способу действий (самостоятельное выполнение).

 

 

 

 

Приложение 3

Фотографии фрагментов зоны сенсомоторного развития ребёнка в кабинете педагога-психолога

 

Игровой материал для развития мелкой моторики

 

                   

«Сенсорный дождик»

 

Приложение 4

Фотографии фрагментов занятий с воспитанниками с использованием приобретённого игрового материала и оборудования

 

Фрагмент занятия с использованием народной игры «Еду-еду к бабе, к деду…»

 

Фрагмент занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием народной игры «Во саду-садочке…»

                                                                                                                  Приложение 5

Протоколы исследования общей и мелкой  моторики у детей дошкольного возраста

Протокол исследования общей моторики

       воспитанника ___ группы  _________________ (ФИ ребёнка)

 

№ п/п

 

 

Диагностический инструментарий

Отметка о выполнении

Примечание

Начало учебного года

Конец учебного года

 

1

пройти по дорожке нарисованной мелом на полу

 

 

 

 

2

перешагнуть через препятствие на высоте 25-30 см

 

 

 

 

3

медленно покружиться на месте

 

 

 

 

4

бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы

 

 

 

 

5

поймать брошенный мяч

 

 

 

 

6

подпрыгнуть на двух ногах на месте

 

 

 

 

7

выполнить наклоны вперед, назад, в стороны

 

 

 

 

8

пробежать 3-4 раза между двумя линиями на расстоянии 20-25 см

 

 

 

 

9

перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу

 

 

 

 

10

пройти по положенному на пол шнуру

 

 

 

 

11

прыгнуть в длину с места

 

 

 

 

12

переложить предмет из одной руки в другую

 

 

 

13

прыжки попеременно на каждой ноге

 

 

 

 

14

подбросить мяч над головой и поймать мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол исследования мелкой моторики у детей дошкольного возраста

       воспитанника ___ группы  _________________ (ФИ ребёнка)

№ п/п

 

Диагностический инструментарий

Отметка о выполнении

 

Примечание

Начало учебного года

Конец учебного года

2-3 года

 

 

 

1

покормить куклу

 

 

 

2

слепить из пластилина палочку, шарик, баранку

 

 

 

3-4 года

 

 

 

1

расстегивать-застегивать пуговицы

 

 

 

2

держать правильно карандаш

 

 

 

3

рисовать параллельные вертикальные и горизонтальные линии

 

 

 

4

складывать крупную мозаику

 

 

 

5

рисовать круг

 

 

 

6

рисовать человека

 

 

 

5-6 лет

 

 

 

1

«коза»

 

 

 

2

указательный палец положить на средний

 

 

 

3

соединять в кольцо пальцы

 

 

 

4

поочередно кулак—ребро—ладонь

 

 

 

Объем движений              полный, неполный;

темп выполнения              нормальный, замедленный,

координация движений  

наличие синкинезий

                                                                                                                    Приложение 6

План преемственности специалистов группы сопровождения воспитанников с ОПФР по развитию общей и мелкой моторики средствами народного игрового творчества

Тема

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Руководитель физвоспитания

  1.  

Мир вокруг меня

«Вода текучая»

«Мочи, мочи, дождь…»

«Дождик, дождик, поливай…»

«Радуга-дуга…»

«Дождик»

«Хорошая дорога…»

«Дождик-дождик»

«Ветер-ветерцо…»

«Солнышко, колоколнышко…»

«Солнышко»

 «Дождь»

«Весна-красна»

«Уж ты, радуга-дуга…»

«Ой, на горе то..»

«Морская фигура»

«Водяной»

«Прела-горела»

  1.  

Домашние животные

 «Шёл старик дорогою…»

 «Пошли коровушки…»

 

«Идёт коза…»

«Котенька-коток»

 «Как у нашего кота…»

«На молоденькой лошадке…»

«Села кошка»

«Пошёл котик на торжок»

«Серенький козлик»

 «Кошкин дом»

«Коза рогатая»

«Ходит конь по бережку…»

«Го, го, каза…»

«Кот и мышь»

 

  1.  

Дикие животные

«Медведь, медведь…»

«Улитка»

«Сидит белка…»

 

«У лисы боли…»

«Зайчишка-трусишка…»

«Лиса по лесу ходила…»

«Заинька, походи…»

«Зайка»

«У медведя во бору»

 

  1.  

Растительный мир

«Травка-муравка»

«Грибок на грибу…»

«За орехами»

«Грибок»

«Во поле рябинушка…»

«Ягодка красна…»

«А у полi вярба»

«Во поли берёзка стояла…»

«Из-под дуба»

«Посадка картошки»

  1.  

Сад. Огород.

«Сей, сей горох…»

«Уродись, репка…»

«Прилетели воробьишки в огород…»

«Во саду-садочке…»

«Баба сеяла горох…»

«Репка, репонька»

«Бульба…»

«Грушка»

«Горячая картошка»

«Посадка картошки»

  1.  

Птицы

«Сорока…»

«Прилетели гуленьки»

«Гуси летели, лебеди летели…»

«Наши уточки с утра…»

«Уты, уты полетели…»

 

«Уты, уты полетели…»

«Дроздок»

«Соловушка»

«Петух»

«Курочка-тараторочка…»

«Жили у бабуси…»

«Жаворонки, жавороночки…»

«Ой ляцелi гусi з броду»

«Жавароначкi, прыляцiце»

«Ах, утушка луговая…»

«Петушок»

«Не летай, соловей»

«Гуси-лебеди»

«Филин и пташки»

«Пчёлки и ласточки»

«Утушка»

  1.  

Рыбы

«Лунь плывёт…»

«Наловил дед щук»

 

«Шчупак, шчупачок»

«Морская фигура»

«Рыбки»

  1.  

Насекомые

«Божья коровка…»

«Пчёлка летела…»

«Поймай комара»

«Божья коровка»

«Сверчок»

«Пчёлки и ласточки»

  1.  

Труд людей

«Идёт кузнец из кузницы…»

«Мосток»

«Большаку дрова рубить…»

«Алёнка-малёнка…»

«Мешу, мешу тесто…»

«Кую, кую ножку…»

«Вьюшки, вьюшки…»

 «Куй, куй, ковалек»

«А мы просо парили, парили…»

«Во кузнице…»

«Стадо (Пастушок)»

«Посадка картошки»

  1.  

Я и моё тело

«Водичка, водичка…»

«Ты расти, расти, коса…»

«Потягунюшки, порастунюшки…»

«Большие ноги…»

«А, Ванюшка, попляши…»

«Чей нос?»

«Сапожки»

«Здравствуйте, ручки…»

«Топай, топ, топай, топ…»

«Подними платок»

«Катание мяча»

«Колечко»

  1.  

Дом. Семья

«Пальчик-мальчик…»

«Люли-люли, мою милую!»

 

«Еду, еду к бабе, к деду…»

«Ладушки…»

«Хорошая дорога»

«Идёт бай по стене»

«Ах вы, сени»

 «Весялуха»

«Каляды»

«Чики-чики, чикалочка»

«Мiхасiк»

«Подними платок»

«Воротики»

 

  1.  

Дни недели

Части суток

«Понедельник-бездельник…»

«Люли-люли, мою милую!»

 

 «Ходит сон…»

«Утром солнышко просыпалось…»

 

«Шчодры вечар»

«Гори, гори ясно»

«Малечена-калечена…»

  1.  

Продукты питания

«Ватрушки»

«Каравай»

«У Тимошки ели…»

«Тюшки-тютюшки»

«Щи да квас…»

«Кисонька-мурысонька…»

«Пришёл кисель»

«Каравай, каравай…»

«Съедобное-несъедобное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Программа развития и коррекции общей и мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами народного телесно-ориентированного игрового творчества

(автор-составитель педагог-психолог Т.В. Лукьянчук ) 

                                      

Пояснительная записка

    Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре у него формируются представления об окружающем мире, взаимосвязях явлений. Игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности ребенка, учит справляться со своими эмоциями, проживать различные жизненные ситуации, преодолевать трудности и тем самым пополнять копилку своего еще небольшого опыта.   Но самое важное для маленького человека – познавать самого себя, и в этом особая роль отводится народным телесно-ориентированным играм – играм, в которых ребенок через прикосновения к различным участкам своего тела начинает лучше осознавать его границы,  возможности, расположение в пространстве, учится «дружить» со своим телом, понимать его потребности, а, следовательно, поддерживать равновесие и гармонию.

      Народные телесно-ориентированные игры (потешки, пестушки, заклички, пальчиковые игры и др.) незаменимы для дошкольников с особенностями психофизического развития, особенно для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых трудности в  развитии общей и мелкой моторики  приводят к отставанию в развитии всех психических процессов. Поэтому для данной группы детей возможности развития моторики средствами народного телесно-ориентированного игрового творчества будут наиболее актуальными.

       При отборе содержания занятий учитывались специфика возраста и особенности моторного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

        Структура занятий включает 6 разделов, включая приветствие  и заключение, направленные на активизацию и мотивацию ребенка на сотрудничество с педагогом-психологом в начале занятия и расслабление, релаксацию – в конце занятия.  Основная часть программы представлена 4 разделами, стоящими из пальчиковых игр,  игр с элементами массажа и самомассажа, телесно-ориентированных игр малой и средней подвижности.

     Занятия проводятся индивидуально или малой подгруппой (2 человека) 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 15-20 мин. 

    Программа составлена в соответствии с планом преемственности специалистов  группы сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития, включает основные тематические разделы.                    

Цель программы: развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппаратасредствами народного телесно-ориентированного игрового творчества.   

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих снижению психоэмоционального напряжения, гармонизации личности ребенка 
  2. Развитие общей моторики
  3. Развитие мелкой моторики
  4. Развитие коммуникативных навыков
  5. Закрепление позитивной «Я-концепции» личности ребенка

 

Содержание программы

№ занятия

Тема

Содержание занятий

Кол-во часов

  1.  

Знакомство

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
  3. «Потягунюшки, порастунюшки…»
  4. «Поехали-поехали»
  5. «А, Ванюшка, попляши…»
  6. Прощание

1

  1.  

Мир вокруг     меня

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Мочи, мочи, дождь…»
  3. «Ветер-ветерцо…»
  4. «Кую-кую ножку»
  5. «Хорошая дорога…»
  6. Прощание

1

  1.  

Мир вокруг меня

  1. Приветствие
  2. Пальчиковые игры «Радуга-дуга…», «Печке – полено»
  3. «Дождик-дождик»
  4. «Тушки-тутушки»
  5. «Вода текучая»
  6. Прощание

1

  1.  

Домашние животные

 

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Шёл старик дорогою…»
  3. «Идёт коза…»
  4. «На молоденькой лошадке…»
  5. «Пошёл котик на торжок»
  6. Прощание 

1

 

  1.  

Дикие животные

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Сидит белка…»
  3. «Зайчишка-трусишка…»
  4. Лиса по лесу ходила… «»
  5. «У медведя во бору»
  6. Прощание

1

  1.  

Растительный мир

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Травка-муравка»
  3.  «За орехами»
  4.  «Грибок на грибу…»
  5.  «Ягодка красна…»
  6. Прощание               

1

  1.  

Сад. Огород.

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Сей, сей горох…»
  3. «Во саду-садочке…»
  4. «Уродись, репка…»
  5. «Прилетели воробьишки в огород…»
  6. Прощание

1

  1.  

Птицы

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Сорока…»
  3. «Дроздок»
  4. «Соловушка»
  5. «Уты, уты полетели…»
  6. Прощание

1

  1.  

Рыбы

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Лунь плывёт…»
  3. «Наловил дед щук»
  4. «Шчупак, шчупачок»
  5. «Рыбки»
  6. Прощание

1

  1.  

Насекомые

  1. Приветствие
  2. Пальчиковые игры «Божья коровка…»
  3. «Пчёлка летела…»
  4. «Поймай комара»
  5. «Сверчок»
  6. Прощание

1

  1.  

Труд людей

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Большаку дрова рубить…»
  3. «Мешу, мешу тесто…»
  4. «Трушки-потрушки»
  5. «Куй, куй, ковалек…»
  6. Прощание

1

  1.  

Труд людей

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Идёт кузнец из кузницы…»
  3. «Кую, кую ножку…»
  4. «Вьюшки, вьюшки…»
  5. «Мосток »
  6. Прощание

1

  1.  

Я и моё тело

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Водичка, водичка…»
  3. «Чей нос?»
  4. «Ты расти, расти, коса…»
  5. «Большие ноги…»
  6. Прощание

1

  1.  

Дом. Семья

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая игра «Алёнка-малёнка…»
  3. «Еду, еду к бабе, к деду…»
  4. «Ладушки…»
  5. «Трушки-потрушки…»
  6. Прощание   

1

  1.  

Дни недели.

Части суток

  1. Приветствие
  2. Пальчиковые игры «Понедельник-бездельник…»
  3. «Утром солнышко просыпалось…»
  4. «Шчодры вечар»
  5. «Ходит сон…»
  6. Прощание

1

  1.  

Продукты питания.

  1. Приветствие
  2. Пальчиковые игры «У Тимошки ели…»
  3. «Щи да квас…»
  4. «Пришёл кисель»
  5. «Ватрушки»
  6. Прощание

1

 

 

 

 

Приложение 8

Фотографии фрагментов коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.Фрагменты занятий  педагога-психолога по развитию кинестетического восприятия

Фрагмент народной телесно-ориентированной игры «Дождик»

 

Фрагмент народной телесно-ориентированной игры «Идёт бай по стене…»

2.Фрагменты занятий  учителя-дефектолога по развитию мелкой моторики пальцев рук

Фрагмент народной пальчиковой игры «Ладки, ладошки…»

Фрагмент занятия с использованием  народной потешки «Из-под дуба»

3.Фрагменты занятий  музыкального руководителя по развитию общей моторики

Фрагмент занятия с использованием народной телесно-ориентированной игры «Люли-люли, мою милую!»

Фрагмент занятия с использованием народной телесно-ориентированной игры «Кисонька-мурысонька…»

4.Фрагменты занятия воспитателей группы интегрированного обучения и воспитания по развитию общей моторики.                         

Фрагмент занятия по развитию общей моторики с использованием народной игры «Хорошая дорога…»

Фрагмент занятия с использованием народной телесно-ориентированной игры «Ну-ка, Ванька, попляши!»

                                                                                                                    Приложение 9

Материалы групповой консультации педагога-психолога для воспитателей на тему:

«Использование народных телесно-ориентированных игр в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

   Педагоги, работающие с  детьми дошкольного возраста, знают, что игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре у него формируются представления об окружающем мире, взаимосвязях явлений. Игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности ребенка, учит справляться со своими эмоциями, проживать различные жизненные ситуации, преодолевать трудности и тем самым пополнять копилку своего еще небольшого опыта.   Но самое важное для маленького человека – познавать самого себя, и в этом особая роль отводится народным телесно-ориентированным играм – играм, в которых ребенок через прикосновения к различным участкам своего тела начинает лучше осознавать его границы,  возможности, расположение в пространстве, учится «дружить» со своим телом, понимать его потребности, а, следовательно, поддерживать равновесие и гармонию.

      Народные телесно-ориентированные игры (потешки, пестушки, заклички, пальчиковые игры и др.) незаменимы для дошкольников с особенностями психофизического развития, особенно для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых трудности в  развитии общей и мелкой моторики  приводят к отставанию в развитии всех психических процессов. Поэтому для данной группы детей возможности развития моторики посредством народных телесно-ориентированных игр будут наиболее актуальными.

     Народные телесно-ориентированные игры включают в себя поглаживания, прикосновения к различным участкам тела ребенка, при этом действия сопровождаются словами песенок, прибауток, веселых потешек, пестушек, придуманных мастерами народной педагогики. Для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в силу недостаточного развития мышечно- суставного чувства свойственно ощущать сенсорную депривацию, поэтому такие игры будут благоприятно воздействовать не только на общую и мелкую моторику малыша, но также и на сенсорную зону. Через телесные ощущения ребенок получает информацию о том, что его любят и принимают, заряжается положительными эмоциями, у него более успешно развивается тактильная чувствительность.

     Следует, однако, учесть тот факт, что некоторые дети страдают гиперчувствительностью к телесным прикосновениям, к ним телесно-ориентированные техники применяются с осторожностью. Также, работая с воспитанниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата, следует учитывать особенности развития мышечной системы ребенка: детям с повышенным мышечным тонусом предлагаются игры на расслабление мышц, включающие поглаживающие, потряхивающие движения (игры «Вода текучая…», «Сорока», «Кисонька-мурысонька» и др.); детям с пониженным мышечным тонусом – игры, сопровождающиеся постукивающими, похлопывающими, «рубящими» движениями, пощипываниями («Еду-еду к бабе, к деду», «Ладушки», «На молоденькой лошадке…» и др).

     В арсенале народных телесно-ориентированных игр, которые можно использовать для моторного развития  воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, много пальчиковых игр: «Ладушки-ладошки…», «Большаку дрова рубить», «Аленка-маленка», «Пальчик-мальчик», «Травка-муравка» и др.  Массажные игры с пальцами способствуют  развитию мелкой моторики, а опосредованно и развитию мышления ребенка. Поскольку эти игры сопровождаются словами, создающими в детском сознании яркие образы, они также способствуют развитию воображения, абстрактного мышления, речи. Для нас также важно, что, играя со взрослым в эти игры, ребенок начинает больше доверять ему, испытывать положительные эмоции.

     Маленькие дети очень любят смотреть на животных, любят их изображать. Общение с животными дает малышу чувство радости, вызывает всплеск положительных эмоций. Детям нравится имитировать животных , подражать издаваемым ими звукам. Это издавна было подмечено взрослыми, поэтому в копилке народной мудрости   так много игр, главные герои которых – животные и птицы: «Пошел котик на торжок…», «У медведя во бору…», «Шла коза рогатая…», «Ути, ути, полетели», «Дроздок» и др. Подражая звукам, издаваемым животными и птицами, передавая с помощью движений их повадки, дети получают жизненный опыт, развивают сенсорику, моторику, совершенствуют координацию движений, внимание, наблюдательность, мышление и речь.

     Дети – народ любопытный, им интересно все, что делают взрослые: готовят, гладят, моют, пилят, забивают гвозди… Поэтому малыши с удовольствием будут повторять вслед за взрослым движения народной игры, основанной на манипуляциях с воображаемым предметом: «Мешу-мешу тесто», «Куй-куй, ковалек…», «Вьюшки-вьюшки» и др.  Такие игры приобщают маленьких человечков к труду, развивают. Эти игры можно включать в ход обычного занятия педагога с воспитанниками с особенностями психофизического развития: они создадут положительный эмоциональный настрой, будут способствовать развитию памяти, внимания, речи, образного мышления, общей и мелкой моторики, координации движений.

     Поскольку  дети в силу несовершенства системы координации движений могут падать и огорчаться из-за этого, мудрецы из народа придумали стихотворные пестушки, которые сопровождаются различными манипуляциями с телом ребенка и заканчиваются имитацией падения. Играя с ребенком в игры «Поехали-поехали…», «Чук-чук…», «Кую-кую ножку…» мы способствуем постепенному преодолению страха падения, учим с оптимизмом воспринимать неудачи. Для «особенного» ребенка такие игры – бесценный опыт, которого у него пока еще очень мало. Малыш подсознательно переносит этот опыт в настоящее и в результате получает гораздо меньше ушибов них в случае падения, чем дети, страх которых вызывает у мышечные зажимы, телесную закрепощенность.

     В начале коррекционно-развивающей работы с ребенком педагоги действуют по принципу «рука в руке»: манипулируют ручками ребенка. По мере взросления  дети сами начинают повторять несложные движения, незатейливые слова потешки, пестушки.

     Как показывает практика, применение народных телесно-ориентированных игр с воспитанниками дошкольного возраста  с нарушениями опорно-двигательного аппарата благотворно сказывается на их общем эмоциональном состоянии и оказывает существенное влияние на развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Приложение 10

Материалы консультации учителя-дефектолога для родителей на тему:

«С пальчиками играем – малыша развиваем"

     Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.

     Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

      Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. Если присмотреться, то вокруг нас множество взрослых людей, у которых всё валится из рук, их движения неуклюжи и сами они, кажется, неповоротливы. Причины такого явления, как правило, уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в развитии.

     Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

     Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.

     Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

     Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

     Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.