Консультация «Домашний ужин»

 

Многие родители стремятся дополнить питание детей дома жирной и сладкой пищей: пирожными, сметаной, колбасой, а то и покормить незадолго до сна полным домашним обедом. И то и другое приносит организму ребёнка вред. Во время сна процессы пищеварения и обмена веществ резко замедляются, и обильный ужин на длительное время задерживается в пищеварительном канале. Это способствует избыточному отложению жира в организме, накоплению в нём недоокисленных (промежуточных) веществ, затрудняющих обмен и в итоге – возникновение болезненных состояний.

         В детских учреждениях дети получают достаточное количество углеводов и жиров, а белков, особенно животного происхождения, часто не хватает. Поэтому родителям необходимо каждый день просматривать меню и соответственно ему дополнять ужин детей продуктами, богатыми белками животного происхождения, - молоком, творогом, рыбой, яйцами, сыром, если их не было в меню.

         Самым дешёвым и ценным источником белка в детском питании является творог. Родителям надо позаботиться о том, чтобы творог и блюда из него подавались ребёнку на ужин чаще. Если за ужином ребёнок получает детский сырок, который содержит меньше белка, к нему добавляют стакан кефира или ряженки. Творог можно дать в натуральном виде (если он пастеризован) или сделать из него сырники, ленивые вареники, налистники. К творогу или творожному изделию дают кисель фруктовый, компот, стакан молока или сливки (особенно ослабленным детям). Полезен также мёд. Его намазывают на булочку. Мёд с молоком или кисломолочными продуктами способствует повышению гемоглобина. Детям с излишним весом рекомендуют нежирный кефир. Он содержит мало жира (всего 1%), но больше белка – 4,3% (в обычном кефире – 2,8% белка).

         Следует приучить детей пить кефир и молоко с хлебом. Так обогащается аминокислотный состав пищи.

         Если в этот день в детском учреждении не было блюдо из яиц, его можно дать на ужин со стаканом кисломолочного продукта. Яйцо также хорошо сочетается с картофелем, зелёным горошком, винегретом. Можно также сделать омлет с картофельным пюре и салатом из капусты, огурца, зелёного лука.

В отдельные дни детям дают рыбное блюдо, особенно из рыбной рубки, т. к. белки рыбы легче и быстрее перевариваются по сравнению с мясом (1,5-2 часа). В домашний ужин обязательно включают фрукты, овощи и соки, чтобы дополнить дневное питание в детском учреждении витаминами, минеральными солями и микроэлементами, в том числе кроветворными: железом, медью, кобальтом, марганцем и др. Морковный и томатный соки дают перед ужином, сладкие соки – виноградный, сливовый, яблочный – после ужина.

Морковь – богатый источник каротина (в 100 г содержится 9 мг), который в организме превращается в витамин А. Пополнять его дефицит в рационе особенно важно детям, подверженным заболеваниям верхних дыхательных путей. 50-100 г красной моркови достаточно ребёнку для восполнения суточной потребности в каротине. Морковь должна быть ежедневным продуктом в питании ребёнка, в особенности в зимне-весенний период. В детском учреждении приготовит сок на большое количество детей трудно, а дома это вполне возможно. Морковь дают не только в виде сока, но и в виде салата с яблоком, натёртым на крупной тёрке с добавлением растительного масла или сметаны с сахаром. Можно приготовить морковные котлеты или пудинг.

В выходные дни родители должны выдерживать режим приёма пищи, принятый в дошкольном учреждении. В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей – нежирная свинина в рубленном виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. Можно рекомендовать новые виды колбасных изделий: сосиски детские, диетические, школьные. Следует использовать ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя. В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ.

В выходные дни особое внимание родителям надо обращать на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении:      кабачки, голубцы, котлеты из рыбы, блюда из печени и т. д.

В выходные дни детям можно дать выпечку, сладкие фруктовые напитки, желе. мороженое. Они более полезные, чем пирожные.

В детском питании необходимо систематически использовать сезонные овощи и фрукты.

 

Приложение 2

 

Рекомендуемые рецепты вкусных и полезных блюд для детей

 

Изумительные конфетки

Изюм и грецкие орехи прокрутите через мясорубку. Из массы сформуйте шарики и обваляйте их в вафельной крошке, в сахарной пудре или в кокосовой стружке. Положите  в вазочку.

Это самый простой вариант. Если вы добавите в рецепт чернослив, мёд, сгущёнку – думаем, хуже не будет.

 

Конфеты из яблок и орехов

1 кг яблок, 500 г сахара, по 100 г ядер орехов (миндаля, грецких), 150 г воды.

Яблоки измельчите на тёрке, уварите с сахаром до густоты пюре, добавьте орехи. Снова варите до густой консистенции. После этого массу раскатайте в толстый слой, нарежьте прямоугольниками конфеты, обсыпьте их сахарной пудрой. Вкус – замечательный!

 Фруктово-овощное печенье

5 долек сухих яблок, 1 ст. л. Моркови, 2 ст. л. Свёклы, 100 г печенья, джем.

         Яблоки пропустите через мясорубку, морковь, свёклу натрите на мелкую тёрку, измельчите печенье, добавьте джем. Скатайте шарики, обваляйте в печенье и запеките в духовке. После готовности посыпьте сахарной пудрой.

 Яблочный морс

На 1 л воды: 1.5 кг яблок и полстакана сахарного песка (если яблоки очень кислые, то побольше).

         Натрите яблоки на крупной тёрке, отожмите сок. Массу залейте горчей водой, варите 10-15 минут, дайте настояться в течение получаса. Процедите, затем добавьте сахар, сок и ещё раз процедите.

 Черничный морс

На 2 стакана черники: полстакана сахарного песка, 1 л воды.

Чернику переберите, разомните и отожмите. Полученный сок перелейте в стеклянную банку. Накройте крышкой и поставьте в холодное место. Выжимки залейте горячей водой, прокипятите (10-12 минут) и процедите, а отвар смешайте с ранее полученным соком и добавьте сахарный сироп. Подавайте морс в охлаждённом виде.

 Коктейль «Красная Шапочка»

1 кг моркови натереть на мелкой тёрке, залить половиной стакана воды. Оставить на 2 часа. Затем отжать через марлю, добавить клюквенный сок (около стакана), сок одного лимона или полчайной ложки лимонной кислоты, сахар добавить по вкусу, взбить венчиком.

 Коктейль «Чебурашка»

4-5 ч. л. земляничного варенья, 1 стакан холодного молока, 20 г сливочного мороженого, 20 г шоколада, натёртого на тёрке.

Положить в миксер мороженое, земляничное варенье, влить холодное молоко и взбить, чтобы смесь хорошо вспенилась. Перед подачей на стол в бокал с коктейлем сверху положить взбитые сливки, посыпать тёртым шоколадом.

 Ореховый напиток

На 1 л напитка: 250 г очищенных грецких орехов,  0,8 л молока, до 120 г сахарного песка.

         Растворить в горячем молоке сахар, добавьте толчённые орехи. Варите 10-12 минут на слабом огне и охладите.

 Кисель «Слоёный»

Для молочного киселя: 320 г молока, 4 ч. л. сахарного песка. 1 ст. л. крахмала.

Для ягодного киселя: 80 г сока ягод. 3 ст. л. сахара, 1 ст. л. крахмала.

         В формочки или вазочки, смоченные водой, налейте слой молочного киселя и хорошо его охладите. Потом налейте охлаждённый, но не до конца, загустевший кисель из сока ягод (смородины, клубники, малины, ежевики) и вновь охладите. Подавайте со взбитой сметаной, посыпав сверху  орехами

 

 

Литература

 1. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007.- 320с.

       2. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы: гигиенические       требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, № 42 от 17.04.2009г.

3. Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста, 2003г.

4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, № 70, 1995г.

5. Журнал «Пралеска».2009, №2

6. Журнал «Пралеска».2009, №5

7. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: сценарии игр-занятий / Под ред.О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

 Литература:

 

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.

 

  1. Алямовская В.Г. Организация питания в детском саду. М., 1995.

 

  1. Журнал «Здаровы лад жыцця» № 5, 1999.

 

  1. Журнал «Пралеска», № 2, 2009.   

 

  1. Организация детского питания в дошкольных учреждениях: Методические материалы. / Под ред. Академика РАЕН, д.м.н. И.Я.Коня – М: АРКТИ – МИПКРО, 2001. 

 

  1. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А.Панько (и др.) Минск: Аверсэв, 2007.

 

  1. Работаем по программе Пралеска: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е.А.Панько (и др.) Минск: Аверсэв, 2007.
  2. Гигиена детей и подростков  - сборник нормативных документов, выпуск 1- Минск, 2009.

Литература:

1. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А.Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320с.

  2. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч.получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е.А.Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304с.

3. // Минская школа сегодня №5,2010

Литература:

1. // Минская школа сегодня №5,2010

2. // «Пралеска» №12, 2008

3. // Пралеска №5, 2009

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Этикет.  Культура поведения за столом»

Этикет — важная часть общечелове­ческой культуры, нравственности, мо­рали. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности; относиться к другим так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему — простое ли это правило? В по­вседневной практике человеческие отношения далеки от идеала. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребён­ка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомы­ми людьми.

У каждой эпохи свой стиль, у каждо­го общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемле­мая часть культуры — этикет, склады­вающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Вос­питание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребён­ку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру.

Культуру еды часто относят к ги­гиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Для воспитания этикетного поведе­ния необходимы следующие условия:

  1. Позитивный настрой. Нужно использовать похвала, поощрение, призы и прочие спосо­бы, увлекающие детей.
  2. Пример взрослых, прежде всего, родителей. Ребёнок наблюдает и оце­нивает взрослых. Действия взрослых должны быть направлены на достиже­ние главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелатель­ной, дружеской обстановке.
  3. Сотрудничество семьи и детского учреждения — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемствен­ность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета прово­дится при соблюдении этикетных принципов.

Принципы этикета:разумность и необходимость поведенческих пра­вил, доброжелательность и дружелю­бие, прочность и красота манеры по­ведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы воздействия на детей:

  1. Приучение. Детям даётся опреде­лённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Сле­дует не только показать, но и прокон­тролировать точность выполнения того или иного правила.
  2. Упражнение. Многократно повто­ряется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, раз­резать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребёнком необ­ходимости и разумности такого исполь­зования столовых приборов.
  3. Воспитывающие ситуации. Соз­даются условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, напри­мер, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  4. Поощрение. Проводится раз­личными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  5. Обсуждение со взрослым негативного поступка. Направлено на возникновение жела­ния поступать хорошо.
  6. Пример для подражания. Явля­ется своеобразным наглядным посо­бием и необходим ребёнку. Им могут быть родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
  7. Разнообразие словесных мето­дов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скуч­ной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории соз­даёт эмоциональное восприятие по­веденческих правил.
  8. Разъяснение.Необходимо разъ­яснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  9. Беседа. Помогает выяснить уро­вень знания детьми норм и правил поведения.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА  КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

Воспитание у детей навыков лич­ной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В конечном счёте от знания и выполнения детьми необходимых ги­гиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здо­ровье других детей и взрослых. В про­цессе воспитания необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиени­ческие навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и тд. Дети старшего дошкольного возрас­та более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, на­мыливая их до образования пены, на­сухо их вытирать, пользоваться инди­видуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигие­ны предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

   Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщатель­но, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно уметь пра­вильно накрывать стол и ставить по­суду, а так же твёрдо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению этих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок причесаться.

Воспитание культурно-гигиени­ческих навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать по­каз, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, нужно добиваться точного и чёткого выполнения действий, их правильной последовательности. Нужно по­стоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подража­нию, поэтому родители должны быть для них образцом. Обязанность родителей — самим подавать  пример, всегда следуя правилам.

Правила столового этикета

В настоящее время правила столо­вого этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приё­ма пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

  • Как сидеть за столом — спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол садиться в опрят­ном виде, с чисто вымытыми руками.
  • Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями — ложку держать в правой руке, под­носить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержи­мое медленно выливать в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой — когда стол сервиро­ван только вилкой, в левой — когда вилкой и ножом; бумажной салфет­кой пользуются один раз, при необ­ходимости берут другую, а исполь­зованную, слегка скомкав, кладут под край тарелки.
  • Что, чем и как есть — суп едят ложкой, сосиску — вилкой и ножом; макароны, омлет, вареники, пельме­ни — только вилкой; ягоды — десерт­ной ложкой; хлеб не откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз — вилкой и ножом.
  • Как общаться за столом — гово­рить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами «Подайте, пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не гово­рить с полным ртом.
  • Как правильно и красиво серви­ровать стол — учитывать законы сер­вировки и эстетики. Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков.

За столом нужно сидеть слегка на­клонившись вперёд и на всём сиденьи, а не на краешке его. Разговаривая с соседом слева, не поворачиваться спи­ной к тому, кто сидит справа. Сидеть за столом нужно прямо, поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают, а держат их вме­сте возле стула. На столе могут нахо­диться кисти рук, но никак не локти. Локти по возможности прижаты к ту­ловищу. Если едят только одной рукой, то вторая находится на столе. Пальцы сложены вместе.

    Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех, кто за ним сидит. Не следят за тем, кто сколько ест. Едят и пьют спокойно, бесшумно, не гри­масничая. Рот не набивают пищей и слишком большими кусками. Жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются.

Салфетку берут с тарелки, когда на­чинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени (а не засовы­вают за воротник), закончив есть — на стол слева от тарелки. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку. Ложку держат между большим и ука­зательным пальцем, причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы можно было донести до рта, не пролив ни капли.

   Вилку держат в левой, а нож в пра­вой руке. Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.

 

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА ЗА СТОЛОМ

    Кто из вас не был свидетелем свое­образных внушений, которые некото­рые матери делают детям, перед тем как идти с ними в гости. Поправляя костюмчик или завязывая бант, мать говорит: «Смотри же, веди себя хо­рошенько, не клади локти на стол, не болтай ногами, не чавкай, скажи: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста...»

   Можно с уверенностью сказать, что такая попытка ускоренного и по­казного обучения, которая к тому же предпринимается от случая к случаю, никакой пользы не принесёт. Ребёнок только поймёт и запомнит, что в го­стях почему-то нужно изображать из себя какого-то другого мальчика или девочку, а, вернувшись домой, мож­но оставить все эти «спасибо» и «по­жалуйста» до следующего раза, когда мама опять поведёт в гости, или ждать случая, когда гости придут к вам.

   Мало толку получается и в тех слу­чаях, когда обучение ребёнка прави­лам поведения за столом сводится либо к мелочным, непрекращающимся придиркам, либо, что ещё значитель­но хуже, к раздражённым окрикам: «Как ты сидишь! Как ты держишь лож­ку! Опять испачкал скатерть!» Такие окрики способны только испортить жизнерадостное настроение и аппетит ребёнка.

Вместо того, чтобы заявлять ему, что локти на стол во время еды не кладут, покажите, что они при этом займут много места и будут мешать сидяще­му рядом. Такие же примеры вы лег­ко отыщете, обучая ребёнка сидеть за столом спокойно, не разваливаться на стуле, не облокачиваться на его спин­ку, не болтать ногами, не играть пред­метами сервировки, не вставать из-за стола без разрешения, не наклоняться низко над тарелкой, не садиться ни слишком далеко, ни слишком близко от своего прибора.

   Малышу надо разъяснять, что во всех случаях, когда нужно взять что-нибудь с общего блюда, нельзя ко­паться и перебирать куски, а следует быстро выбрать то, что по вкусу и в то же время близко и удобно рас­положено.

    Старшим детям показывают, как нужно намазать на хлеб икру, масло, паштет и т.п., предварительно положив необходимое количество этих продук­тов из общей посуды на свою тарелку.

Взрослые, собираясь после работы за общим столом, естественно обме­ниваются впечатлениями дня, совме­щают еду и беседу. Маленький ребёнок не может без ущерба для своей еды разговаривать. Он отвлекается, рассеи­вается, ест либо наспех, кое-как, либо вовсе прекращает еду. Поэтому, пока он мал, нужно следить, чтобы он по­меньше разговаривал за столом, и уж во всяком случае,  не следует позволять ему слишком громко говорить, смеять­ся, прерывать разговор взрослых.

     За общим столом не делайте вашего ребёнка центром всеобщего внимания. Избегайте демонстрирования его «та­лантов», приучайте к сдержанности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Культура питания»

Ребёнка следует:

  • кормить в строго установленное время;
  • не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережёвывать пищу;
  • не кормить насильно;
  • не отвлекать во время еды чтени­ем или игрой;
  • не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за не съеденное.

 

 Надо поощрять:

  • желание ребёнка есть самостоя­тельно;
  • стремление участвовать в серви­ровке и уборке стола.

Надо приучать ребёнка:

  • перед едой тщательно мыть руки;
  • есть только за столом;
  • правильно пользоваться столовы­ми приборами;
  • есть аккуратно, бесшумно, жевать с закрытым ртом;
  • после еды благодарить;
  • убирать за собой посуду и при­боры и помогать взрослым.

    Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребёнку требу­ется не только время, но и единство требований со стороны взрослых.

Литература:

  1. Неотъемлемая часть культуры. О работе по формированию норм культурного поведения ребёнка в дошкольном учреждении / А.Хранюк, Н.Мамзелева // Пралеска. 2009, №2