Хорошо быть здоровым!

(советы доктора Неболейкина)

 

     Здоровье – это самое главное богатство в мире. В последнее время здоровье нашего белорусского народа значительно ухудшилось и характеризуется высоким ростом смертности, снижением уровня качества жизни, ростом различных неинфекционных заболеваний (лидируют болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и пищеварения). Ухудшение экологической обстановки, алко- и наркозависимость, массовое курение, снижение двигательной активности, плохое качество питания, психоэмоциональный стресс – причины, которые привели к существенному ухудшению ситуации со здоровьем населения. Особая тревога – качество и количество здоровья детей и подростков, которые уже сегодня по некоторым заболеваниям «догнали» взрослых.  Меры, которые принимает система здравоохранения для контроля и снижения уровня заболеваемости не позволяют остановить процесс, так как по сути направлены на борьбу со следствием, т.е. саму болезнь, а не на ее причины. Понимание профилактической медицины свелось к выполнению элементарных норм санитарии и гигиены преимущественно в области инфекционных заболеваний. В таких условиях уже недостаточно говорить о здоровьесберегающих технологиях. Необходимо внедрять и распространять «здравосозидание» - как более современную концепцию, которая включает в себя не только процесс здоровьесбережения, но и процесс создания, созидания здоровья. По определению профессора А.Н. Аринчина здравосозидание – комплекс технологий направленных на ликвидацию самим человеком появившихся у него источников заболеваний, познание самого себя, овладение искусством управления жизнедеятельностью с целью созидания своего здоровья, для активного долголетия и творческой деятельности. Процесс здравосозидания как основа настоящего и будущего здоровья человека должен начинаться в семье через внедрение здравосозидающих технологий, среди которых одной из ведущих является физическая культура. Что же включают в себя такие технологии?

1.Общемедицинское образование, которое состоит из:

-          основ медицинских знаний (профилактика инфекционных заболеваний, правила оказания первой само и взаимопомощи, правила использования фармакологических препаратов, пищевых добавок, БАДов и т.д.)

-          основ личной гигиены,

-          принципов формирования здоровья (ЗОЖ)

2.Экологичекое образование предусматривает изучение:

-          основ экологии,

-          радиационной и экологической безопасности,

-          правила проживания(поведения на радиоактивно загрязненных территориях,

-          экологически безопасного питания.

3.Здоровое рациональное (функциональное) питание включает:

-          Белки в т.ч. животные, жиры углеводы, клетчатка

-          Витамины (полный и необходимый набор)

-          Макро и микроэлементы (полный и необходимый набор)

-          Пектины

Основные принципы: сбалансированность по всем ингредиентам, оптимальная калорийность, режим и возрастное соответствие.

4.Развитие микронасосной функции скелетных мышц («периферических сердец»). Сердце – мотор человека, оно рассчитано на определенное количество сокращений, физиологическое свойство мышц – активное участие в кровообращении и помощь сердцу в работе, чем тренированнее мышцы, тем сердцу легче выполнять свою работу. Поэтому двигательная активность – основной фундамент физической культуры, как основы технологии здравосозидания.

5.Аутогомокибернетика – сознательное управление своим организмом, включает:

- утреннюю гимнастику,

-  использование вспомогательно-тренировочного режима для сердца в течении дня,

- основная нагрузка (2-я пол. дня) – бег, ходьба, велосипед и т.д.

6.Закаливание – комплекс мероприятий физического и психоэмоционального воздействия холода, который вызывает адаптационные процессы в организме и оказывает тренирующий эффект на физиологические системы человека, повышает адаптационные возможности и сопротивляемость к неблагоприятным факторам.

7.Оздоровление – комплекс немедикаментозных факторов, направленных на улучшение здоровья, как здоровых, так и больных людей в течении летне-осеннего периода в условиях специальных учреждений(дома отдыха, санатории и т.д.). Включает в себя природно-климатические факторы, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, психоэмоциональное оздоровление, физио и бальнеотерапию.

8.Темпоциклическая гипотеза старения.

     В будущем мы хотим подробно познакомить вас со всеми положениями здравосозидающей  технологии. Мы хотим, чтобы Вы и Ваши дети были здоровыми гражданами нашей прекрасной страны и знали, что ваше здоровье и здоровье ваших близких в ваших руках!

(продолжение следует)

К ЗДОРОВЬЮ — ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

  Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания — именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Нынешнее экологическое неблагополучие, экономические сложности обязывают усилить оздоровительную направленность воспитания в целом. Сегодня оно вправе именоваться оздоровительным воспитанием. В сложившихся условиях соблюдение норм здорового образа жизни —: это та единственная «скорая помощь», на которую может рассчитывать человек, чтобы хоть в какой-то мере обеспечить себе качество жизни.

          Из каких компонентов складывается оздоровительное воспитание детей? Безусловно

в каждом конкретном случае учитываются многие обстоятельства: здоровье, специфика дошкольного учреждения, условия, контингент родителей, профессиональные возможности и интересы педагогов и пр. Однако в первую очередь следует создать основополагающие условия здорового образа жизни и обеспечить его реализацию.

          Основные компоненты здорового образа жизни детей в  учреждении дошкольного образования:

  • эколого-гигиенические условия: соблюдение санитарно-гигиенических норм,

создание «мини-экологических оазисов» в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений.

  • психологический комфорт: уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения в коллективе; условия для свободного выбора деятельности, наличие мест для уединения, возможность свободного присутствия в группе родителей, комфортные условия быта, индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала   взрослых (многократно в течение дня)
  • распорядок дня: индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов, физиологически обоснованное соотношение периодов бодрствования и сна, их «качество», педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности, включение в распорядок дня «занятий-упражнений» по овладению гигиеническими навыками
  • оптимальная двигательная активность (не менее 60% периода бодрствования): достаточные площади для движений в помещении и на воздухе, разнородность физкультурно-игровой среды, специально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельности ,включение движений во все виды занятий,  создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности
  • закаливание: оздоровительные прогулки (3—4 ч ежедневно), умывание и полоскание рта прохладной водой, воздушные ванны до и после сна (5—7 мин), кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 мин),

использование элементов пульсирующего климата, дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры дома.

*Подготовлено по материалам В. А. Шишкиной