Памятка по развитию речи ребенка.

Дорогие родители, дедушки и бабушки, воспитатели, няни, одним словом, те, кто изо дня в день занимается воспитанием детей.  

Поговорим о речи наших детей. Не секрет, что в последнее время специалисты- дефектологи, логопеды, врачи, учителя констатируют тот факт, что количество детей с патологией речи, в том числе со сложными речевыми расстройствами, катастрофически растет год  от года. Ежедневно находясь с ребенком в тесном контакте, зачастую родители даже не подозревают об отклонениях в его речевом развитии. Взрослые узнают о том, что у ребенка какие-то проблемы с речью неожиданно, видя ребенка подобного возраста в поликлинике, игровой комнате, в гостях. Некоторые родители к возникшей проблеме своего ребенка относятся очень прохладно, думая о том, что к школе все наладится. Однако нельзя забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное. Иногда отставание речи, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития. А неисправленные вовремя речевые дефекты детей дают о себе знать с началом школьного обучения и очень часто приводят к трудностям в овладении письмом, чтением и носят стойкий характер. Грамотный учитель начальных классов, возможно, скажет вам о том, что у вашего ребенка дисграфия (дислексия),_и что устранить эту патологию вряд ли под силу ему одному. Возможно, вашему ребенку потребуется даже не год, а несколько лет совместной работы с учителем – логопедом.                              

Отставание в развитии речи создает целый ряд сложностей. Дети становятся нерешительными, стеснительными, безинициативными, часто служат объектом насмешек со стороны сверстников. А это путь к неврозам, комплексам. Страшнее всего то, что такие дети попадают в категорию «трудных». Они сначала не вписываются в систему дошкольного воспитания, а затем и школьного обучения. Хорошо, если в детском саду, и в школе вовремя на помощь придет учитель-логопед . В противном случае придется искать специалиста и оплачивать его услуги. С целью предотвращения этих неприятностей, специалисты советуют совершить свой первый визит к логопеду до 3-х лет.

                                                  Следует помнить!

·       В младенчестве закладывается речевой опыт ребенка.

Первое появление речи – это КРИК. Крик играет роль тренировки голоса и является первым средством общения с матерью, т.к. посредством крика ребенок вызывает появление матери, а с ней и приятные ощущения.

3 недели – 1 месяц жизни.

Ребенок начинает реагировать на прикосновение матери, яркий свет, звуки. Возникает реакция сосредоточения на голосе взрослого. Ребенок начинает различать интонации взрослых.

 1 – 2 месяца жизни.

На рубеже 1-2 месяцев, при первых проявлениях радости, у младенца возникают короткие звуки вроде «гы», «кхы» ( так называемое «гуканье»), часто сопровождаемое появлением пузырей.

2 – 3 месяцы жизни.Ребенок начинает акцентировать взгляд на голосе взрослого и проявлять ответную эмоциональную реакцию, возникает геление. Гуление – это произношение звуковых комплексов, состоящих из протяжных звуков (а-а-а,агу, агы, бу, бум-бу) и т.д. В процессе гуления происходит подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков, и одновременно запускается  процесс развития понимания речи. Стадия гуления носит врожденный характер. Гуление наблюдается и у глухих детей.

                                           Следует помнить!

·       Слуховое и зрительное сосредоточение у ребенка развивается в том случае, если малыш постоянно слушает речь взрослого, видит его.

·       Во время бодрствования ребенок должен слышать обращенную к нему речь.

·       В результате пока еще одностороннего общения со взрослыми, ребенок начинает различать голоса близких людей, приучается различать имена, свое имя, а затем и отзываться на него.

4 месяц жизни.

В этот период жизни ребенок произносит звукосочетания, тянет звуки. Эти звукосочетания даже невозможно воспроизвести.

5 месяц жизни.

Ребенок, в ответ на обращенную к нему речь, дает ответную голосовую реакцию, он певуче гулит с цепочками звуков (мА-а ба-а, па-па). На основе самоподражания звуки повторяются. Ребенок вступает в стадию лепета.

6-8 месяцы  жизни

У ребенка появляется первая форма проявления речи – лепет. Он как-бы начинает настраивать свой артикуляционный аппарат по слуховому, акустическому подражанию речи. Он начинает произносить определенные звуковые сочетания (па, кА, мА, га). В этом возрасте дети начинают реагировать на свое имя, дифференцировать названные знакомые предметы.

8-9 месяцы жизни.

У ребенка идет бурное развитие понимания речи, в том случае, если взрослый постоянно с ним общается. Ребенок начинает устанавливать связь между предметами и словами, на них указывающими. Так, если ребенку показывать и называть предмет и при этом спрашивать «Где киса?», то он будет искать предмет глазами.

 Этапы проявления реакции на взрослого:

·       поворачивает голову, смотрит на предмет.

·       Тянется к предмету, хочет взять его, показывает предмет указательным пальцем.

·       Подает предмет взрослому по его просьбе.

                                                      Следует помнить!

* чаще всего, в норме, пауза между тем моментом, когда ребенок стал показывать пальцем на предмет и моментом, когда он начал произносить слово, обозначающее предмет, составляет 5 – 8 месяцев.

9 - 11 месяцы жизни.

Ребенок начинает подражать звукам речи взрослых, называть предметы и людей слогами. В этом возрасте он начинает понимать команду «Нельзя», выполнять поручения «Дай», «Принеси». При систематическом назывании ребенку окружающих явлений и предметов, к 14-15 месяцу ребенок будет понимать в речи окружающих все, что относится к его повседневной жизни. В этом возрасте велика и важна для ребенка речевая активность окружающих его взрослых, и, конечно же, матери.

 12 месяц жизни.

У ребенка, который имеет уже богатый опят общения со всеми членами семьи, появляется большое количество звукосочетаний, из которых в ближайший месяц будут рождаться первые слова. К коцу 1 года жизни ребенок овладевает 8-12 словами; «мама, папа, дядя, дай, на, бух» и т.д.

                                   К концу 1 года жизни отметьте для себя следующее:

* сколько слов говорит ребенок к концу 1-го года

   * какие звуки ребенок произносит отчетливо.

                                    Этапы нормального развития.  2 -4 год жизни.

1 – 1,5 года.

В этот период жизни ребенок начинает успешно подражать речи взрослых. Пассивный словарь ребенка быстро растет. Он уже знает названия многих предметов, движений, действий (сядь, встань, возьми, отнеси). В этом возрасте он произносит, пусть даже и не четко, но все гласные и некоторые согласные.

1,5 – 2 года

У ребенка отмечается резкий скачок в развитии активной речи. Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты. В 2 года активный словарь ребенка насчитывает 300 – 400 слов. Ребенок чисто произносит все гласные звуки, правильно выговаривает наиболее легкие согласные. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произносить их правильно, в других неправильно. К концу 2 года жизни ребенок повторяет за взрослым слова, фразы, строит предложения уже из 3-4 слов.

                                     К концу 2 года отметьте для себя следующее:

* может ли ваш ребенок повторить за взрослым слова,   фразы из 2-3 слов.

* вступает ли в общение с детьми, взрослыми?

* отвечает на простые вопросы взрослых?

* какие звуки произносит отчетливо, а какие невнятно.

     

 

 3 года

Активный словарь стремительно возрастает и достигает 1000-1200 слов. В этом периоде жизни ребенок овладевает фразовой речью. Происходит бурное развитие морфологической системы языка. Ребенок усваивает категории числа, падежа, овладевает склонением существительных. Малыш уже свободно складывает несколько слов в одно предложение и грамматически правильно его оформляет. Пример: «Коска, ты куда пося?» (Кошка, ты куда пошла?) Ребенок настолько овладевает речью, что может объяснить свои нужды, рассказать то, что видел, легко общается со сверстниками. На 3 году жизни ребенок легко произносит мягкие свистящие. Произношение мягких звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, поскольку подвижность мышц языка и губ еще недостаточна развита. Шипящие согласные звуки в этом возрасте ребенок чаще всего может заменять мягкими свистящими.

  Согласные звуки в норме (р), (л) могут отсутствовать или заменяются другими звуками.

                                 К концу 3 года жизни отметьте для себя следующее:

* может ли ваш ребенок строить фразы из 3-4 слов и более, пытаясь при этом согласовывать слова в числе, падеже, роде.

* употребляет ли в речи, кроме существительных и глаголов, еще и прилагательные, числительные, местоимения?

* задает ли вопросы?

* может ли самостоятельно ответить на простой вопрос взрослого?

*пытается ли пересказать сказку , рассказ?

* какие звуки произносит отчетливо, какие невнятно, есть ли улучшения в произношении звуков? (в сравнении с началом 3 года жизни).

                                             4 года

Активный словарь ребенка составляет 2000 слов. Ребенок  в своей речи кроме существительных и глаголов все чаще использует местоимения (мой, твой, наш, ваш), наречия (тут, там, здесь), числительные (1,2). В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы речи. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-5 слов и более. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Дети 4-х лет самостоятельно и правильно могут произносить все свистящие звуки. Шипящие звуки (ш, ж,ч,щ) вызывают затруднения, дети часто заменяют их свистящими (с, з, ц): вместо шапка – сяпка, вместо ножик – нозик, вместо ученик –уценик.

Звуки (р),(л) ребенок может заменять звуком (ль) ли (й): вместо лама-ляма, вместо рука – юкка.

В некоторых труднопроизносимых словах ребенок может переставлять звуки, слоги: вместо магазин-гомазин, вместо ягоды –гояды, вместо радуга – рагуда. Все эти недостатки в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.

 

 К концу 4 года отметьте для себя следующее:

*может ли ваш ребенок по своей инициативе и при поддержке взрослого рассказать о том, что видел, куда ходил?

* проследите, какие предложения преобладают в речи ребенка: простые короткие или развернутые сложные.

  * Произносит ли чисто свистящие звуки (с,з,ц,сь,зь), удается ли произносить шипящие (ш,ж,ч,щ)

 *если произношение свистящих и шипящих затруднено, то обратите внимание на то, какими звуками ваш ребенок их заменяет.

 * проверьте, может ли ребенок выделять первый звук в словах.

 

   Этапы нормального пути развития. 5 – 6 год жизни.

     5 лет

На 5 году жизни речь ребенка становится разнообразнее, богаче, правильнее. Активный словарь достигает 3000 слов. Свои ответы дети строят из 2-х, 3-х, 4-х и более фраз. В речи преобладают сложные предложения разных видов. При пересказе дети используют прямую и косвенную речь. Самостоятельно могут составить рассказ о событиях из личного опыта, по сюжету. По сюжету картинки могут составить концовку, пересказать небольшие литературные произведения. На 5 году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков.

 

                             К концу 5 года отметьте для себя следующее:

 * может ли ребенок последовательно без пропусков рассказать о событии, в котором он принимал участие.

  * может ли ваш ребенок описать свою любимую игрушку, пересказать близко к тексту с интонацией небольшой рассказ.

  * какие трудности ребенок испытывает в звукопроизношении? Пропускает ли свистящие, шипящие, соноры (р,л), если нет, то какие звуковые замены допускает?

* умеет ли определить место и последовательность звуков в словах.

 * умеет ли ребенок пользоваться своим голосовым аппаратом. Может ли говорить громко, тихо, шепотом в необходимых ситуациях.

                                   6 лет.

К 6 годам устная речь детей почти не отличается от речи взрослых. Все звуки произносит правильно. К этому возрасту ребенок, как правило, имеет богатый словарный запас.

                                 

 

                                      К 6-7 году

ребенок успешно овладевает грамматическим строем речи, но еще могут отмечаться единичные ошибки:

* затруднения в употреблении множественного числа существительных в родительном падеже (много карандашей, деревьев, капусты -  карандашов, дерев, капуст).

 * затруднения в образовании притяжательных прилагательных (голова Собакина, перо воронячье, вылез из шкафа вместо из-под шкафа , и др)

   * затруднения в употреблении предложно- падежных конструкций.

К 6 годам почти полностью формируется произносительная сторона речи, дети уже правильно произносят все звуки родного языка. Исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, а также звуков (р)-(рь),(л)-(ль). В этом возрасте ребенок может, по необходимости изменять как громкость речи, так и ее темп, использовать в полной мере интонационные средства выразительности.

                              К концу 6 года отметьте для себя следующее:

 * может ли ребенок пересказать небольшой рассказ, составить по плану или по образцу рассказ из личного опыта, описательный рассказ о предмете, рассказ по сюжетной картине и по серии картин.

*проверьте, может ли ваш ребенок последовательно и кратко излагать свои мысли как при выполнении заданий по просьбе взрослого, так и в повседневной обычной речи.

 * проверьте, свойственны ли речи вашего ребенка грамматические ошибки. Если ошибки допускает, то выявите характер ошибок. Проверьте, имеет ли ребенок нарушения в звукопроизношении. Если имеет, отметьте для себя, какие (отсутствие звуков речи, смешение звуков либо звуки звучат изолированно чисто, а ребе

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные уп­ражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические — сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

—Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад—делаем вдох.

—Свели руки перед грудью и опустили вниз — выдох.

—Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

—Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

—Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу
к груди — выдох.

—Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа—делаем
вдох.

—Если при выполнении упражнения сложно определить начало
вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

 

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф»

(Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

 

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов).

 

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

 

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-гло­точный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про­сачивается наружу. Вдох. Выдох.

 

Дышим глубже

Носом — вдох,

(Поднимание рук — на вдохе.)

А выдох — ртом,

(Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом —

Марш на месте,

Не спеша,

Коль погода хороша!

 

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

 

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

  1. Как пыхтит тесто?

                   «Пых-пых-пых...»

  1. Как паровоз выпускает пар?

                   «Из-из-из...»

  1. Как шипит гусь?

                   «Ш-ш-ш...»

  1. Как мы смеемся?

                   «Ха-ха-ха...»

  1. Как воздух выходит из шарика?

                   «С-С-С...»

  1. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

                   «Ф-ф-ф...»

 

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после треть­его глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыха­тельными комплексами, чтобы избежать головокружения.

 

Охота

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

 

Паровоз

Вариант 1.Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться гово­рить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

 

Вариант 2.Ускорять речитатив до максимального темпа, сопро­вождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

 

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

 

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

(Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дози­ровки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

 

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном ды­хании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

 

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье,

(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем,

(Руки дугами внутрь вверх — вдох.)

Потом разведем

(Руки в стороны - выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем.

(Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два,

(Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)

За работу нам пора.

 

Филин

Сидит филин на суку

И кричит: «Бу-бу-бу-бу».

 (Вдох. Выдох со звуком.)

 

Чайник

Чайник на плите стоял,

(Вдох.)

Через носик пар пускал:

(Выдох.)

«Паф-паф-паф-паф».

 

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад,

(Вдох.)

Здесь кругом шары летят,

(Выдох.)

Флаги развеваются,

(Вдох.)

Люди улыбаются.

(Выдох.)

Воздух мягко набираем,

(Вдох.)

Шарик красный надуваем.

(Выдох.)

Пусть летит он к облакам,

(Вдох.)

Помогу ему я сам!

 

Чудо-нос

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно

Выполню задание,

Задержу дыхание...

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

 

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1—8 медленно выдыхают.

 

Шарик красный

Воздух мягко набираем,

Шарик красный надуваем,

Шарик тужился, пыхтел,

Лопнул он и засвистел:

«Т-с-с-с-с!»

 (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

 

Бабочка

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 —  отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться.

2—3 — задержать дыхание.

4 — И. п., выдох через нос.

 

Беседа инопланетян

И. п. — сидя.

Вдох через нос; на вьщохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

 

Ветер

И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

1— наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

2— И. п., вдох.

3— то же к другой ноге, выдох.

4— И. п., вдох.

 

Ветер качает деревья

И. п. — стоя, руки вверху.

Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

 

Воздушный шарик

И. п. - упор - присев.

1— встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос - «шарик взлетел».

2—6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.

7—8 — И. п., выдох через нос - «шарик улетел».

 

Грибки

И. п. - стоя на коленях.

1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли».

2—4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».

 

Слон

Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон

И. п. - стоя на четвереньках.

Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубо­кими вдохами-выдохами через нос.

 

Дракончик

И. п. -сидя.

1—4 - глубокий вдох через нос.

5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.

Ёжики

И. п. - сидя.

1 — глубокий вдох через нос.

2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.

 

Загораем

И. п. - лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.

 

Запахи весны

И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1—2 — 3 - поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.

4 - И. п., выдох через рот.

4-6-7 - то же в другую сторону.

8-И. п.

 

Змея

И. п. — сидя на коленях.

Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4-5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.

 

Игра с пушинкой

И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие вьщохи носом, стараясь сдуть пушинку как мож­но дальше, рот закрыт.

 

Каша кипит

И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 - 4 - прерывистый выдох через прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».

 

Мужжалки-нужжалки

И. п. – стоя

1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос.

2—3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте.

4-И.п.

5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос.

6-7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте.

8-И. п.

 

Мы проснулись утром ранним

И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 - руки вверх - в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 — руки вниз, выдох.

 

Надуваем шар

И. п. — сидя.

На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе - втянуть по воз­можной амплитуде.

 

Нам холодно

1 —4 — вдох через нос.

5—12 - выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее.

 

Нарисуй линию

И. п. - сидя.

Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный по­ворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).

 

Незнайка

И. п. - о. с.

Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.

 

Посмотри на друга

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 — повороты головы вправо — вдох через нос.

2—4 - И. п. — выдох через рот.

5 — поворот головы влево — вдох через нос.

6-8 - И. п. - выдох через рот.

 

Прищепка

И. п. — о. с, вдох через нос.

На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.

 

Птички летят

И. п. — о. с.

1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос.

3—4 — руки вниз, выдох через нос.

 

Сдуй лепесток

И. п. - сидя (стоя), на ладони нарезанная бумага (пушинки, ле­пестки).

Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 с.

Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».

 

Собака берет след

И. п. — стоя на четвереньках.

«Принюхивание» — прерывистые вдохи через нос; выдох произ­вольный.

 

Спящая красавица

И. п. - лежа на спине.

1—2—3—4 — медленный вдох через нос.

5-6-7-8-9-10 - медленный выдох через нос.

 

Хохотунчики

И. п. — сидя, упор сзади.

1-4 - вдох через нос, рот закрыт.

5—10 — выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».

Комплекс упражнений для развития дыхательной системы

1.      «Тик-так»

И. п. - стойка ноги врозь.

1— мах руками назад («тик»).

2—мах руками вперед («так»).

         Повторить 8—10 раз.

 

  1.        «Насос»

И. п. - стойка ноги врозь - вдох.

1— выдох с наклоном туловища вправо, руки скользят вдоль туловища со звуком — «вжик».

2— выпрямиться, вдох.

3—4 — повторить в другую сторону («вжик»). Повторить все движения по 4—6 раз в каждую сторону.

 

  1.       «Ку-ка-ре-ку»
    Повторить 5—6 раз.

 

  1.         «Паровозик»

Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе: «Чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

 

  1.        «Каша кипит»

И. п. — правая рука на животе, левая рука на груди. 1-2 - втянуть живот и сделать вдох грудью. 3—4 — опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3—4 раза.

 

  1.        «Семафор»

И. п. — сидя, пятки и носки вместе.

1-2 — руки в стороны, вдох.

3-4 - медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

 

  1.        «Рубка дров»

И. п. - стоя в проходе между партами.

Изобразить рубку дров. Поднять руки — вдох. Опустить руки —
выцох, произнося: «Ух-хх! Ух-хх!».

Повторить 3—4 раза.

 

  1.        «Маятник»

И. п. — стоя в проходе между партами.

Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-у-х-х-х!» — выдох.

Повторить 3-4 раза.