Как развить внимание шестилетки во время школьных каникул?

 

Автор: Т.В. Лукьянчук, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 234 г. Минска»

                        

                          (журнал «Малышок» № 6 2017г)

 

Психологи и специалисты, работающие с дошкольниками, да и родители малышей в последнее время все чаще сталкиваются с проблемой невнимательности детей. Недавно ко мне на консультацию пришла мама будущего первоклассника. Она обратилась с жалобой на то, что у ее ребенка совершенно отсутствует внимание, он ни на чем не может сосредоточиться более 10 минут. Во время выполнения какого-либо задания мальчик часто отвлекается на посторонние предметы, вскакивает со стула, реагирует на любой посторонний шум – и вследствие этого не может довести до конца ни одно начатое дело. А ведь ребенку уже более 6 лет, и осенью он пойдет в школу. Мама переживала, как же ее сын с таким рассеянным вниманием сможет учиться в школе.

Беспокойство мамы понятно: современная школа предъявляет к ребенку довольно высокие требования. А ведь усидчивость и внимательность, способность длительное время сосредотачиваться на задаче, поставленной учителем, – один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Мы можем с достаточной вероятностью прогнозировать, что для ребенка-егозы просидеть 30 минут урочного времени уже будет большой задачей,не говоря уже о необходимости сосредоточиться на учебном материале.  И, очевидно, проблемы, связанные со школьным обучением, для этой семьи уже не за горами.

Однако ситуация не такая уж безнадежная, как может показаться на первый взгляд. Впереди еще 2 летних месяца, и, если посвятить их ненавязчивой, но последовательной и кропотливой работе с ребенком, то ситуацию можно значительно изменить к лучшему. Специалисты доказали, что внимание ребенка можно и нужно развивать. Но прежде всего нужно разобраться, что же такое внимание, какими свойствами (характеристиками) оно обладает – в общем, что мы собственно будем развивать?

Внимание – это психический процесс, который сопровождает деятельность ребенка при познании и исследовании окружающего мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из всего потока информации, ежесекундно поступающей из окружающего мира, ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. Так проявляется непроизвольное внимание, которое наблюдается даже у младенцев, когда они реагируют на внешний раздражитель: поворачивают головку в сторону источника звука, света, улыбаются, услышав голос матери. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Появление нового предмета тотчас же вызывает пе­реключение внимания на него. Непроизвольное внимание направлено на предмет, который вызывает интерес у ребенка в данный момент, и  его хватает ровно на тот период, пока не угаснет этот интерес. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением дея­тельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредотачиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. В данном случае речь идет о произвольном внимании, когда ребенок ставит перед собой цель выполнить какое-либо задание, причем постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, значительных эмоциональных и волевых усилий.

По-настоящему о произвольном внимании можно говорить лишь в 6-7 лет. В этом возрасте нервная система ребенка созревает настолько, что процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Наступает период, когда нельзя сказать, что ребенок неуправляем. Он способен самостоятельно управлять не только своими действиями, поступками, речью, но и мыслями. Правда, на весьма незначительный временной промежуток.

Разобравшись, чем отличается непроизвольное внимание от произвольного, мы понимаем: когда взрослые говорят о ребенке, что он невнимательный, рассеянный, то речь идет не вообще о внимании (все дети внимательны, когда им интересно), а о произвольном внимании, требующем проявления волевых усилий.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроиз­вольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи опреде­ленных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью кото­рых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания:

- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал.
          - Сколько ступенек на лестнице?

- Сколько окон в комнате?

- Когда взрослый хлопает в ладоши, стань в определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").

И другие подобные игровые упражнения.

Одним из эффективных средств развития внимания дошкольников является развивающая игра. Во-первых, игра –  один из видов деятельности, хорошо освоенных детьми в дошкольном возрасте. Следовательно, на него можно опереться, как на «фундамент»; во-вторых, игра способствует  эмоциональной включенности в процесс. А именно эмоции активизируют познавательную сферу ребенка; в-третьих, игра всегда несёт в себе элемент занимательности, интереса. Потребность в игре и желание играть у малышей необходимо использовать и направлять в целях их обучения и развития. Игнорирование этих потребностей означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удаётся сосредоточить внимание.

Любая развивающая игра, предлагаемая в детских книжных магазинах,  направлена на тренировку аттенционных способностей, так как в ней ребенку сначала нужно сконцентрировать своё внимание на выполнении определённых действий, затем сохранять это внимание в течение некоторого промежутка времени. Кроме того, в некоторых играх для достижения поставленной цели малышам необходимо правильно распределить своё внимание между несколькими действиями, выполняемыми одновременно, или переключать внимание с одного вида деятельности на другой. В развивающей игре ребенку приходится проявлять усидчивость, терпение и настойчивость в достижении цели, что благотворно влияет на волевую сферу, содействует развитию аттенционных способностей.

 Как средство развития различных свойств внимания (объема, устойчивости, распределения) хорошо зарекомендовали себя различные игры-мозаики, которые заключаются в  подборе и расстановке отдельных частей (пазлов) для создания общей сюжетной картинки. Игры-мозаики требуют от ребенка сосредоточенности, усидчивости, погруженности в процесс, который может занимать достаточно длительное время. Невнимательному ребенку поначалу может быть затруднительно справляться  с заданием, поэтому  рекомендуется начинать с выкладывания простых мозаик (до ста достаточно крупных пазлов), а затем усложнять задание по мере того, как ребенок научится справляться с простой задачей. Ребенку, который не может концентрировать внимание на одном действии  некоторое время, даже это задание может показаться достаточно сложным. В таком случае будет верным решение помочь своему чаду и складывать мозаику вместе с ним, всячески подогревая его интерес:

– Так, а куда же мы положим эту картинку: здесь нарисовано облачко, оно у нас где-то на небе – значит, в самом верху картинки?;

 – А теперь мне попалась картинка с какой-то шляпкой, интересно: чья же это шляпка?

   Вскоре ребенок научится складывать знакомую мозаику и будет обходиться без вашей помощи. Важно не переусердствовать в своем порыве развить внимание ребенка и учитывать его возможности и самочувствие: если он  категорически не настроен продолжать занятие, отложите его на другое время, так как в данном случае важнее удержать интерес ребенка к игре. Рекомендация психолога: заканчивайте игру, когда вы заметите, что ребенок стал уставать, но еще не утратил к ней интерес. Скажите, что сейчас есть более важное дело и его необходимо сделать, а в игру вы доиграете в другой раз, например, завтра. В этом есть свой резон: если ребенок сегодня пресытится  игрой, то завтра вы его не усадите за нее никакими коврижками.

Из всего многообразия игр одним из наиболее результативных средств развития и коррекции произвольного внимания дошкольника являются игры, которые придумали сами дети – народные игры. Детские народные игры удовлетворяют возрастные потребности малыша, дают  огромный заряд  положительных эмоций, что делает их  привлекательными для любого ребенка дошкольного возраста. Детские игры являются мощным средством развития всех психических процессов, которые базируются на умении ребенка сосредотачиваться на главном, не отвлекаясь на второстепенные раздражители, выделять нужное в данный момент из всего информационного потока, умении контролировать свое поведение, проявлять силу воли –  тех процессах, которые характеризуют произвольное внимание.

Каждая игра содержит ряд правил, которые ребенок должен соблюдать, чтобы оставаться в игре. Это развивает навыки самоконтроля и саморегуляции поведения ребенка. Ряд игр, таких как  «Морская фигура», «Тише едешь-дальше будешь», «Замри», «Малечена-калечена», «Молчанка», «Фанты» («Черный-белый не берите, да и нет не говорите») и т.п. непосредственно тренирует навыки эмоциональной саморегуляции, произвольного поведения. В этих играх ребенок должен замереть на некоторое время, не выдать своего присутствия, эмоционального состояния.

Игры «Снежный ком», «Прела-горела», «Садовник» тренируют слуховую и зрительную память,  объем и переключаемость внимания. Детям нужно запомнить достаточно большой объем информации, вовремя включиться в диалог и продолжить его, внимательно слушать других игроков и запоминать сказанное, найти по памяти нужные предметы.

В арсенале народного игрового творчества много игр, направленных на развитие внимания и попутно – на развитие мышления и речи  ребенка. Они расширяют кругозор малыша, объем внимания, пополняют словарный запас.  Также обучают умению классифицировать предметы, выделять часть и целое (игры «Я знаю…»,  «Съедобное-несъедобное», «Филин и пташки», «Рыбак и рыбки»).

Цель ряда игр («Горячо-холодно», «Да-нет», «Охотник и утки» («Выбивалы»)  и др.) – научить ребенка быстро принимать решения.  Для этого важно сосредоточиться на задании, не отвлекаться на посторонние раздражители. Это тренирует произвольное внимание ребенка, воспитывает дисциплинированность и способность к быстрому принятию решений, а также развивает логическое мышление дошкольника. Например, в игре «Охотник и утки» ребенку нужно сообразить, куда полетит брошенный охотником мяч и сразу принять решение: в каком направлении нужно убегать. При этом необходимо мысленно представить траекторию полета мяча, учитывая, в каком направлении и с какой скоростью он брошен. Ребенок рассуждает: долетит мяч до него или нет? нужно ли уворачиваться от мяча? если да, то в какую сторону убегать? Все эти мыслительные операции ребенок должен быстро «прокрутить» в голове и принять верное решение для того, чтобы не покинуть игру. При этом мяч постоянно должен находиться в поле зрения ребенка: чуть ослабил внимание, отвлекся  и  – уже вне игры.

Все народные игры в легкой,  доступной, интересной для малышей форме обучают умению подчиняться и следовать инструкции (правилам игры), однако внутри самой игры ребенок может варьировать свое поведение, оттачивая ловкость, находчивость, быстроту реакции. Они развивают восприятие, память, речь, образное и логическое мышление и, конечно же, связанное со всеми психическими процессами произвольное внимание.

Рекомендую народные игры, в которые можно играть дома с ребенком и попутно развивать внимание малыша. Воздействие игр на психику ребенка  будет более эффективным, если в них будут играть все члены семьи будущего первоклассника, их друзья и знакомые. Используя фольклорную педагогику – опыт предыдущих поколений – для развития произвольного внимание ребенка, мы ненавязчиво, но эффективно готовим его к школьному обучению.  

 

Детские народные игры, в которые рекомендуется играть дома

с ребенком-будущим первоклассником

 

1. «Да-нет» («Угадай, что в коробке», «Угадай, что у меня в руках»).

Водящий что-то прячет в коробку или в ладони, на все вопросф игроков он отвечает только «да» или «нет». Выиграет тот, кто первым догадается, какой спрятан предмет.

2. «Запрещенные слова»

Водящий хлопает по руке игрока (игроков по очереди) и приговаривает:

-- Вам прислали 100 рублей.

   Что хотите, то купите.

    Черный-белый не берите,

    «Да» и «нет» не говорите.

Водящий напоминает, что в игре есть 4 запрещенных слова (выделены), затем  бросает игроку (игрокам по очереди) мяч и задает вопросы (н-р: «Ты любишь мороженое?», «У жирафа короткая шея?», «В лесу много деревьев?», «Ты ел сегодня апельсины?», «Какого цвета облака?», «Какого цвета земля?» и др.), провоцируя игрока сказать запрещенное слово. Если игрок ошибся, он отдает фант (какую-то свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются: каждому игроку-владельцу фанта дается какое-нибудь задание, н-р, спеть песню, рассказать стишок, станцевать, попрыгать на 1 ножке 10 раз и др.

3. «Я знаю»

Водящий отбивает по мячу рукой и говорит:

-- Я знаю 5 имен девочек (названий городов, стран, диких (домашних) животных, насекомых, рыб, птиц, ягод, деревьев, цветов, фруктов, овощей, игрушек, инструментов и т.д) и перечисляет их, ударяя каждый раз по мячу: Оля раз, Света два, Таня три и т.д. Затем передает ход следующему игроку.

4. «Жмурки» («Слепой кот»)

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

-- Кот, кот, на чем стоишь?

-- На бочке.

-- Что в бочке?

-- Квас.

-- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

5. «Что изменилось?»

Водящий внимательно разглядывает комнату или игроков, затем выходит за дверь. В это время игроки что-то меняют в своей одежде или в интерьере (н-р, завязывают платок, снимают кофту, переставляют стул, перекладывают книгу и т.п.) Затем зовут водящего, который должен угадать, что изменилось у каждого игрока или в окружающей обстановке.

Правила. Водящий не должен заходить раньше времени. Все игроки должны побывать водящими.

6. «День-ночь» («Чего не стало?»)

На стол ведущий выставляет игрушки или различные предметы (6-9 штук). Игроки стараются запомнить их, а также их местоположение. Затем водящий говорит: «Ночь», после чего все играющие закрывают глаза. Водящий прячет  одну игрушку, затем говорит: «День». После этого игроки открывают глаза и вспоминают, какой игрушки не хватает и где она находилась. Игрушка водворяется на место, и игра продолжается. Дальше игра усложняется: прячутся одновременно 2, 3, 4 игрушки, последний раз – все. Задача игроков вспомнить все игрушки и поставить их на место – так, как они стояли в начале игры. 

 

  1. «Прела-горела»

Игроки отворачиваются или закрывают глаза. Ведущий в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села.

Кто первым найдет,

Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

8. «Съедобное-несъедобное»

Игроку (игрокам по очереди) водящий бросает мяч и называет какой-то предмет. Если этот предмет съедобный, игрок ловит мяч, если – несъедобный, игрок отталкивает мяч или прячет руки за спину. При неверном ответе игрок остается на месте, при верном – делает шаг вперед. Игра заканчивается, когда первый игрок доходит до обозначенного места (черты).

9. «Горячо-холодно»

Водящий вместе с игроком выбирают какой-то предмет, который они будут прятать. Водящий выходит за дверь, игрок в это время прячет предмет, затем зовет водящего. Игрок направляет водящего к предмету, оценивая каждое движение с помощью слов: тепло, теплее, если водящий двигается в нужном направлении, или наоборот, холодно, холоднее, если отдаляется от спрятанного предмета. Когда водящий находит предмет, игрок говорит: «Горячо!» Затем игроки меняются ролями.

10. «Учитель»

Водящий является учителем, остальные игроки – учениками. Учитель показывает различные манипуляции с мячом, постепенно усложняя действия (н-р, подбрасывает мяч вверх и ловит; подбрасывает мяч вверх, хлопает один раз  в ладоши, затем ловит и т.п.). Ученики должны повторить каждое упражнение.

Правила. Ученик переходит к выполнению следующего упражнения, только освоив предыдущее.

11. «Морская фигура»

Выбирается ведущий. Все игроки свободно передвигаются по площадке и вместе с ведущим произносят слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Все играющие должны остановится и замереть на месте в той позе, в какой они находились во время произнесения слова замри. Ведущий подходит к каждому игроку, пытается рассмешить его, напугать, чтобы игрок стал двигаться.

Правила игры. Игрокам запрещается двигаться после слова «замри». Ведущий не должен касаться детей. Игроки, рассмеявшиеся, изменившие положение тела, отходят в сторону. Выигрывает игрок, который дольше всех продержится.

12. «Крокодил»

Каждый игрок загадывает в уме какое-нибудь животное. Без слов, с помощью мимики, жестов и движений он должен показать его повадки так, чтобы остальные игроки догадались, какое животное было задумано.

 

«Потягушечки-порастушечки…», или как общаться с маленьким ребенком

 

Автор: Т.В. Лукьянчук, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 234 г. Минска»

 

(журнал «Малышок» № 1-2 2017г)

 

Какое счастье быть мамой несмышленого карапуза! Многим женщинам выпало на долю это счастье, в котором необыкновенным образом сплетаются и радость материнства и тревоги, особенно, когда стала мамой впервые. 

Многие мамы первенцев задаются вопросом: как общаться с ребенком, когда он совсем маленький? Я тоже пыталась найти ответ на этот вопрос. Вспоминаю себя мамой новорожденного малыша. Как хотелось быть  хорошей мамой! С утра до позднего вечера хлопотала: готовила, кормила, стирала, гладила, убирала. Хотелось, чтобы все было идеально. К вечеру  падала с ног от усталости, и было одно желание: добраться скорее до постели. А если еще и беспокойная ночь выпадала (сын часто плакал, наверное, у него болел животик), то  в этой ситуации просто хоть  караул кричи. Тут уж не до игр.

Проходило время, все понемногу налаживалось: часть забот взял на себя муж, помогала свекровь. И вот пришло время  для вопросов. А так ли уж важно создать вокруг ребенка стерильную чистоту, но не иметь времени на общение с ним? И вообще, как лучше общаться с малышом? Что ему нужно от мамы, кроме удовлетворения насущных потребностей в еде, чистоте, здоровом сне?

Некоторые ответы подсказала моя бабушка, мамина мама, когда мы приехали летом в деревню к ней погостить. Было удивительно приятно наблюдать, как она легко управляется с малышом, как разговаривает с ним: как будто он все понимает. Неудивительно, ведь бабушка вырастила четверых детей, да еще в такое тяжелое послевоенное время. Бабушка гладила тело правнучка и  при этом приговаривала: «Потягушечки, порастушечки…». И вот казалось, сын сам вытягивает вверх свои ручонки, чтобы показать, какой он уже большой, при этом так весело смеется!

А еще бабушка пела малышу перед сном. Сначала – колыбельные песенки («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»,  «Люли-люли-люли, полетели куры…») и много других простых народных песен, а потом пела свои, военные… Артемка так внимательно слушал и под бабушкин голос незаметно сладко засыпал. Вспоминаю, как сын младенцем любил слушать разные звуки. Он мог уснуть под звук шуршания целлофановых пакетов, когда я перекладывала  одежду в шкафу, под монотонное похлопывание ладонью по детской кроватке, под негромкий разговор в детской, напевание повторяющейся мелодии).

После летней поездки в деревню что-то изменилось в моем материнском восприятии. Я настолько прониклась душой к этим простым незатейливым словам народных песенок, пестушек, потешек, что стала собирать эти образцы и потом предлагать мамам и детям. Когда родилась дочка, то я уже знала, как мне общаться с малышкой, как с помощью игр развивать ребенка и в то же время поддерживать с ним эмоциональную связь. В этом мне помогла народная мудрость.

Теперь, когда мои дети выросли, я использую образцы народного игрового творчества в своей работе с маленькими детьми, которые приходят в наш детский сад. Работая психологом, зная механизмы развития детской психики, я понимаю, почему малыши так эмоционально реагируют на магические слова пестушек. Дело в том, что маленькие дети первые месяцы и даже годы своей жизни воспринимают окружающий мир, в основном, через телесные ощущения. А народные игры, основанные на манипуляциях с телом ребенка, не только удовлетворяют его потребность в ощущениях, но и передают малышу на эмоциональном уровне информацию о том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

В народных телесно-ориентированных играх в образной, лаконичной,  такой доступной детскому пониманию форме собран многовековой опыт наших предков, рожденный не столько из знаний, сколько наблюдений за маленькими детьми, из практики общения с малышами любящих родителей. Отшлифованный столетиями,  опыт сохранил образцы народного творчества, которые как нельзя лучше влияют на детское мировосприятие, способны вызывать эмоциональный отклик даже у самых маленьких детей. Народные игры развивают восприятие, общую и мелкую моторику ребенка, активизируют все психические процессы: внимание, память, мышление и речь. А образные, эмоционально насыщенные слова пестушек и потешек также способствуют развитию воображения и абстрактного мышления.

Но главное достижение заключается в том, что эти игры могут помочь наладить близкий контакт взрослого и малыша. Игры способны поддерживать эмоциональную связь мамы со своим ребенком – ту невидимую нить, которая связывает два любящих сердца, которая будет давать жизненную силу и уверенность, что все в этой жизни сложится хорошо. Так у маленького человека появляется доверие к миру, вера в свои силы, желание познавать этот прекрасный мир и каждый день делать новые открытия.  Поэтому мне хочется поделиться этим народным «богатством»-находками мам прошлого с современными родителями для того, чтобы они нашли путь к сердцу своего сына или доченьки.

 

Народные потешки, пестушки

1) Игры, в которые можно играть, когда ребенок только проснулся, потягивается.   Они сопровождаются приговорами и поглаживанием ребенка в соответствии со словами пестушки:

 

  1. «Потягунюшки, порастунюшки…»

 

     Потягунюшки, порастунюшки,   поглаживают тело ребенка сверху 

                                                            вниз от плечиков до ножек                                                           

Поперек толстунюшки,                поглаживают животик

А в ножки – ходунюшки,             поглаживают ножки

А в ручках – хватунюшки,           поглаживают ручки

А в роток – говорок,                     дотрагиваются до ротика

А в головку разумок.                    поглаживают головку.

 

2. «Потягуни-потягушечки»

 

    Потягуни-потягушечки                 поглаживают тело ребенка снизу 

                                                            вверх  от ножек до макушки                                                         

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,           берут ручки ребенка и слегка    

                                                        потягивают их вверх  

Маленькими не останемся,

Вот уже растем-растем-растем.

 

3. «Мешу, мешу тесто…»

(держат ручки ребенка в руках, имитируют                                          действия в соответствии со словами пестушки)

 

     Мешу, мешу тесто,   

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй! (положив ладони на ушки ребенка, слегка

                                                покачивают головку влево-вправо)

 

2) Игры, в которые можно играть, когда ребенок бодрствует, в промежутках между сном и кормлением (необходимо, чтобы прошло время после кормления)

 

       Играют с ребенком, подбрасывая его на коленях, а затем делают вид, что роняют:

 

4. «На молоденькой лошадке…»

 

На молоденькой лошадке –

Трюх-трюх-трюх!

А на старой да на кляче –

Бух!

 

5. «Еду-еду…»

 

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму –

Бух!

 

6. «Поехали, поехали…»

 

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам –

Бултых в ямку!

 

7. «Хорошая дорога»

 

Хорошая дорога,

Хорошая дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком –

Бух в ямку!

 

 8. «Тушки-тутушки…»           

 

     Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

 

 Играют с ребенком, слегка подбрасывают вверх, приговаривают:

 

9.  «Трушки-потрушки…»

 

Трушки-потрушки,

Пекла баба ватрушки,

Ватрушечки,

Колобушечки.

 

10. «Чук-чук…»

 

Чук-чук-чук-чук,

Наловил дед щук,

Баба рыбу пекла,

Сковородка утекла.

 

        Слова сопровождаются движением рук:

11. «Лунь»

 

Лунь плывет, лунь плывет…

Галки летят, галки летят!

 

12. «Гуси-лебеди»

 

Гуси летели, лебеди летели,

Гуси летели, лебеди летели…

 

13. «Уты, уты полетели…»

 

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты…

 

         Ребенка легонько пошлепывают по подошвам ножек:          

 

14. «Куй, куй, ковалек…»

 

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

 

15а.  «Кую, кую ножку…» (бел.)

 

Кую, кую ножку,

Паеду у дарожку,

Дарожка крывая,

Кабылка храмая.

Паехалi, паехалi

Iy ямку – бух – звалiлiся… (наклоняют ребенка, делают вид, что роняют)

15.б.  «Кую, кую ножку…» (рус.)

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку,

Дорожка кривая,

Кобылка хромая.

Поехали, поехали

Iв ямку – бух – свалились…(наклоняют ребенка, делают вид, что роняют)

                 Постукивают кулачками друг о друга:  

 

16. «Вьюшки»

 

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

 

          Учат ходить, бегать:

 

17. «Большие ноги»

 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

           

             Учат прыгать

18. «Скок-поскок…» (ставят ребенка себе на колени, приподнимают его и опускают так, чтобы ребенок отталкивался от колен и подпрыгивал)

 

Скок-поскок,

Сколочу мосток.

Серебром замощу.

Всех ребят пущу.

 

19. «Скок-скок-паскок…» (бел.)

 

Скок-скок-паскок,

Маладзенькi драздок

Па вадзiчку пайшоу,

Маладзiчку знайшоу.

 

               Говорят перед едой:

 

20. «Пришел кисель…»

 

Пришел кисель,

На залавочке присел,

На залавочке присел,

Поесть деткам велел.

 

21. «Травка-муравка»

 

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

 

22 а.«Коцiк» (бел.)

 

Пайшоу коцiк на таржок,

Купiу коцiк пiражок.

Цi самому з,есцi?

Цi дзiцятку  знесцi?

Я раз сам укушу

И дзiцятку аднясу.

 

22.б. «Котик» (рус.)

 

     Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Или деткам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деткам отнесу.

 

                     При ушибе и боли (поглаживая больное место):

 

23. «У лисы…»

 

У лисы боли,

У волка боли,

У Ванюши боль

На березоньку в лес улети.

 

24. «У сороки…»

 

У сороки заболи,

У вороны заболи,

У галки заболи,

А у Катеньки заживи!

 

                При умывании:

 

25. «Водичка, водичка…»

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

 

                 Играют в ладушки и произносят нараспев:

 

26. «Ладушки» (1)

 

-- Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

-- Что ели? – Кашку.

-- Что пили? – Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели –

На головку сели,

Ладушки запели.

 

27. «Ладушки» (2)

 

-- Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

-- Что делали? – Кросна ткали.

-- Что заробили? – Кусок сала.

-- А где сало? – Кошка съела.

-- А где кошка? – Под печь убежала.

 

28. «Ладушки» (3)

 

Ладушки-ладушки,

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

 

         

 

                  Пальчиковые игры

Взрослые водят указательным пальцем по ладошке ребенка, перебирают пальчики и произносят слова:

 

29. «Сорока-ворона»

 

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил,

Каши не варил –

Нет тебе ничего!

 

30. «Сорока»

 

Сорока, сорока,

Сорока-белобока,

Кашку варила,

Гостей скликала,

На порог скакала,

Гостей смотрела.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол.

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскребушки,

А этому – нет ничего.

Шувы! Полетели,

На головушку сели.

 

31. «Пальчик-мальчик»

 

-- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

-- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем

Кашу ел.

 

32. «Большаку дрова рубить…»

 

Большаку дрова рубить (массируют большой палец ),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печи топить (средний),

А тебе кашу варить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец)

Песни петь да плясать.

Родных братьев потешать.

 

33. «Коза»

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет –

Того забодает, забодает!

 

                 Играя, шутливо треплют ребенка по носу

 

34. «Чей нос?»

 

-- Чей нос? – Мокеев.

-- Куда едешь? – В Киев.

-- Что везешь? – Рожь.

-- Что возьмешь? – Грош.

-- Что купишь? – Калач.

-- С кем съешь? – Один.

-- Не ешь один! Не ешь один!

 

35. «Кисонька-мурысонька»

 

-- Кисонька-мурысонька,

Где ты была? – На мельнице.

-- Кисонька-мурысонька,

Что там делала? – Муку молола.

-- Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла? – Прянички.

-- Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела? – Одна.

-- Не ешь одна! Не ешь одна!

 

         Играя, слегка постукивают ребенка по спине:

 

36. «Идет бай по стене»

 

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине

К детенкам по избенкам,

Дарить по лаптенкам.

 

 

 

Адаптация ребенка в детском саду

Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли? Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • в яслях - 7-10 дней,
  • в детском саду в 3 года - 2-3 недели,
  • в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Идем в детский сад  

 

О том, насколько тяжел период адаптации к детскому саду для малыша, написано много книг и статей. Но часто и мама малыша подвергается сильному стрессу, порой совершенно неожиданно для себя.

Накануне первого дня

Не только малыш готовится к своему первому дню в новом коллективе. Мама тоже должна как следует подготовиться, чтобы первый день не стал сумбурным, чтобы все прошло как можно более гладко (насколько это возможно!).

Заранее поговорите с воспитательницей или заведующей садиком. Она продиктует вам список всего необходимого, что надо иметь с собой в первый и последующие дни. Список может включать одноразовые подгузники (если ваш ребенок еще мал), запасные комплекты одежды, полотенца, постельное белье, расческу, сменную обувь, трусики или колготки, носочки, а также справку от врача, возможно, включающую в себя информацию о прививках, деньги, чеки или квитанции об оплате и многое другое. Постельные принадлежности и полотенца Вас могут попросить подписать (вышить имя или инициалы ребенка или нашить бирочку с его именем).

Узнайте также, к которому часу нужно привести ребенка, допускаются ли опоздания (обычно нет!), каков режим группы, чем детей кормят и какое расписание приемов пищи и сна. Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион, так, чтобы он был более или менее похож на питание в садике.

Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите все необходимый вещи (выстиранные, выглаженные и подписанные), решите, что ваш ребенок наденет (если он достаточно большой, предоставьте этот выбор ему) и какие вещи он возьмет в качестве запасных. Заведите будильник с таким рассчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и во сколько надо выйти из дому.

Хорошенько продумайте и запомните все вопросы, которые Вы хотите задать воспитательнице, не забудьте напомнить ей, что Вы оставляете в рюкзачке ребенка его любимую игрушку, соску или бутылочку с водой. Если боитесь что-то забыть, напишите список вопросов. Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Скорее всего, платьица не будут приветствоваться - сидя на песке, девочка будет пачкать трусики или памперс. Также не очень удобны брючки на бретельках и "бодики" (футболки с застежкой между ножками) - воспитательнице будет неудобно менять памперс, а более старший ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на "липучку", тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ботиночки. Если ребенок еще мал и не умеет пользоваться горшком, попытайтесь приучить его сообщать о том, что он покакал. Иначе воспитательница может заметить это только через несколько часов и на коже ребенка появится покраснение. Если Ваш ребенок какает регулярно в одно и то же время, предупредите об этом воспитательницу.

Тетя-воспитательница

Заранее познакомьтесь со всеми воспитательницами в группе, запомните их имена. Старайтесь общаться с ними как можно доброжелательнее, избегайте конфликтов по пустякам, иначе их раздражение по отношению к Вам может быть перенесено на Вашего ребенка. Запишите все телефоны садика, но ни в коем случае не злоупотребляйте - звоните только по предварительной договоренности с воспитательницей, именно в то время, которое она вам назовет, или в экстренном случае.

Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.

Если Ваш ребенок склонен в аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана. Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно оказывает предпочтение Ваш малыш, и общайтесь с ней - тогда Вам удастся услышать больше милых подробностей о своей крохе.

Бедный малыш

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача малыша. Особенно, когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и потом весь день звучит отголоском в ее памяти. Через это надо пройти, если Вам действительно нужен садик (а иначе не надо и начинать!). Уходя - уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора, или подслушивая под дверью. Кстати, дети часто быстро успокаиваются сразу после того, как мама уходит.

Первые дни и даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от садиковой еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным... Естественные чувства любой матери - жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные ребенку страдания. Все эти чувства усугубляются тем, что мама мало чем может помочь своему ребенку, по крайней мере, пока он в саду.
Как справляться с таким состоянием? Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь своими переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе (но не при ребенке и не по домашнему телефону!) - Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней в детском саду. Если вы посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство - многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники, боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если Вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь своему ребенку с ними справиться, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.

Не переносите на ребенка свой детский негативный опыт. Если Вам в садике было плохо, Вас обижали дети, или воспитатели были жестоки или несправедливы - это не значит, что Ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и, наверное, Вы нашли лучший садик из всех возможных вариантов.
Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Я по тебе скучаю

Маме, которая с рождения ребенка сидела с ним дома и практически не расставалась с ним даже на несколько часов, будет очень трудно смириться с фактом, что она не знает, чем в данную минуту занят ее малыш. Дома ей покажется пусто и одиноко без топота маленьких ножек, грохота игрушек, смеха или плача родного человечка. Даже работающая мама будет переживать, хотя она и раньше расставалась с ребенком на целый день. Но пока малыш дома с бабушкой или няней, мама постоянно в курсе их занятий, может часто звонить домой, а вечером получает подробнейший отчет о прожитом дне, о каждом достижении ребенка и о каждой его бандитской проделке. После дня в детском саду мама, конечно, получит краткий отчет от воспитательницы, но он будет включать, скорее всего, только несколько сухих фактов о том, как и что ребенок ел (или не ел), сколько спал и т.д. Словарный запас маленьких детей ограничен, поэтому дождаться от самого ребенка внятного и подробного рассказа о прожитом дне маме удастся не скоро.

Ребенка подменили

Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Еще одной причиной "плохого" поведения малыша может быть... его возраст. Все наслышаны о знаменитом двухлетнем кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка и этот самый кризис свалится Вам на голову без предупреждения, вместе с проблемами адаптации ребенка в коллективе.

Единственный совет, который можно дать родителям "ужасной двухлетки" в этот период - терпение, терпение и еще раз терпение. Помните, что ребенку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку. Если ребенок еще маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему высказать свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) "да" или "нет".
Такие моменты могут быть очень трудными для мамы. Она может чувствовать себя покинутой - еще вчера ее ребенок был маленьким, теплым, преданным комочком, каждую минуту нуждавшимйся в маме, и вдруг он превращается в кричащего злобного монстрика, отталкивающего ее руки и не желающего слушать уговоры и слова утешения.
Главное - помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать (если для Вас это приемлемо) - и Вы убедитесь, что рядом с Вами все тот же малыш, который когда-то благодаря Вам появился на свет. Вы быстро заметите влияние садика на развитие Вашего ребенка. Он станет более самостоятельным, он научится есть, одеваться и обуваться сам, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка. "

Адаптация: Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.

  • Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.
  • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.
  • Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
  • Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  • Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
  • Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
  • Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.
  • Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился непрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
  • Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.

 

Несадовский ребенок

 

Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его родителям три недели со дня первого посещения группы. Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на консультацию родителей ребенка.

Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он сам, воспитатели группы и родители малыша.

Когда, наконец, выясняется, что какой бы хорошей ни была программа, но все эти взрослые очень опоздали с ее реализацией, помочь ребенку уже сложно. Малыш попадает в категорию "несадовских детей", и лучшее, что может предложить психолог, это "подержать" его дома лет до пяти. В противном случае - психосоматика, то есть болезни, болезни и еще раз болезни как единственный способ, которым очень хорошо владеют дети, чтобы сигнализировать родителям о том, что их права на удовлетворение жизненно важных потребностей жестоко нарушаются.

В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется "местом ужаса", в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и тем же воспитателям?

Родители НЕСАДОВСКИХ ДЕТЕЙ - это РОДИТЕЛИ несадовских детей. То есть, как правило, сами родители настолько психологически не готовы к построению здоровых взаимоотношений с учреждением, которое их малыш будет вынужденно посещать несколько лет, что их тревоги и страхи моментально передаются ребенку.

Первое, что бросается в глаза при общении с мамой "несадовского ребенка" - это ее повышенная нервозность и отсутствие доверия к персоналу детского сада. Ребенка очень беспокоит: как же мама может оставлять его с тетями, которых она сама не любит? Она никогда им не улыбается, редко здоровается, не поздравляет с праздниками и, вообще, он ни разу не слышал, чтобы она поинтересовалась их делами, здоровьем, их собственными детьми, как она это делает с теми тетями, к которым они ходят в гости. Если мама может оставлять меня с такими тетями, то, может, она меня разлюбила, может, она вообще не собирается меня отсюда забирать, тревожится малыш. Эти мысли приобретают еще более катастрофический характер, если мама спешит домой к младшему ребенку, что заставляет старшего чувствовать себя отверженным, изгоем.

Что же делать? Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.

Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько слышать от мам "несадовских детей", что они отдают двух-трехлетнего малыша в сад для того, чтобы тот "научился жить в коллективе"!? Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими родителей, это может вызвать колоссальный стресс.

А это значит, что маме и папе "несадовского ребенка" ничего не остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.

Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и запросам малыша.

Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка. Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и ознакомиться с предметно-развивающей средой.

Если сад удовлетворяет потребности малыша в заботливых воспитателях, хороших условиях развития, следует сначала сходить с ребенком в гости "к одной доброй и хорошей тете, у которой много детей и игрушек". Чтобы ребенок не забеспокоился, родителям необходимо быть уверенными в правоте своих слов, вести себя естественно, без фальши, и главное - самим быть психологически готовыми к тому, что малышу придется надолго оставаться без них.

В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень беспокойства ребенка, насколько он встревожился. Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять пойдет в гости, можно сходить в группу. Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем вечером, после дневного сна.

Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.

Важно также постараться объединить и сплотить родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями (вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.

По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.

Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя независимой личностью.

Дорогие родители "несадовских детей"! Попробуйте выполнять эти простые рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины перед своим ребенком.

 

 

Пакет безопасности
раскрыть / свернуть
10 заповедей для родителей
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
раскрыть / свернуть
Как бороться со страхами
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
раскрыть / свернуть
Жизнь без конфликтов
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

раскрыть / свернуть